Своеобразие русской архитектуры. Храмовое многоглавие

Содержание

Слайд 2

Количество куполов на храмах символично: 1 - символизирует Единого Бога; 3

Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога;
3 -

Святую Троицу;
5 - Спаситель и четыре евангелиста;
7 - семь таинств Церкви;
9 - по числу ангельских чинов;
13 - Спаситель и двенадцать апостолов;
25 - могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Храмовое многоглавие

Слайд 3

Форма купола тоже имеет символический смысл. Яйцевидная форма (сферическая форма) -

Форма купола тоже имеет символический смысл.
Яйцевидная форма (сферическая форма) -

византийские купола, символизирует вечность;
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы;
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру»;

Форма куполов

Слайд 4

3. Луковичный купол. 1. Яйцевидный купол. 2. Шлемовидный купол.

3. Луковичный купол.

1. Яйцевидный купол.

2. Шлемовидный купол.

Слайд 5

Золотые купола - символ небесной славы. Золотые купола были у главных

Золотые купола  - символ небесной славы. Золотые купола были у главных

храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам;
Синие купола со звёздами  венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии;
Зелёные купола венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому;
Серебряные и серые купола - храм, посвящённый святому;
Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества.

Цвет купола

Слайд 6

Цвет купола и его значение.

Цвет купола и его значение.

Слайд 7

Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому

Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому

святому посвящена та или иная церковь.
Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня; 
Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы, означает целомудрие и невинность;
Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам);
Зелёный храм возведен для почести преподобного,
Жёлтая церковь - строилась в честь святителя, цвет солнца.

Цвет храма/церкви/собора

Слайд 8

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви,

Крестом человечество избавлено от власти дьявола, Крестом открыт вход в рай;
Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.;
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.;
Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию;
Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Форма храма

Слайд 9

1. Храмы в форме восьмиконечной звезды; 2. Храмы в форме корабля;

1. Храмы в форме восьмиконечной звезды; 2. Храмы в форме корабля; 3. Храмы в

форме креста; 4. Храмы в форме круга.

2.

1.

3.

4.

Слайд 10

Храм-памятник - это храм, сооруженный в память о каком-то важном историческом

Храм-памятник - это храм, сооруженный в память о каком-то важном историческом

событии. Памятниками считаются также церкви, построенные в память о павших воинах или каких-нибудь святых.
Храм Всех Святых на Кулишках (возведён в память Куликовской битвы);
Свято-Даниловский монастырь (возведён в честь святого Даниила Столпника);
Храм Покрова что на Рву, более известен как Храм Василия Блаженного (в память взятия Иваном Грозным Казани);
Казанский собор (в память побед над Наполеоном).

Храмы - памятники

Слайд 11

Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в

Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.

Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
В России уцелели 43 старинные шатровые церкви.

Композиция шатровых храмов.

Слайд 12

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Пётр Фрязин 1528 – 1532 гг.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Пётр Фрязин 1528 – 1532 гг.

Слайд 13

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. План.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. План.

Слайд 14

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Разрез.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Разрез.

Слайд 15

Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

Слайд 16

Четверик - четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и

Четверик - четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и

каменной архитектуре. Восьмерик - восьмигранный (восьмиугольный) объём в плане сооружение или его часть. Восьмерик на четверике - тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём (восьмерик) поставлен на четверик (как правило, более низкий).

Четверик

Восьмерик

Слайд 17

Кокошник - полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной

Кокошник - полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. В

отличие от закомар, имеют исключительно декоративное значение (не отвечают формам сводов).
Слайд 18

Шатёр церкви. Цата.

Шатёр церкви. Цата.

Слайд 19

Ренессанские пилястры.

Ренессанские пилястры.

Слайд 20

Вид на кокошники.

Вид на кокошники.

Слайд 21

Фрагмент восьмерика.

Фрагмент восьмерика.

Слайд 22

Вид на галерею.

Вид на галерею.

Слайд 23

Внутренний вид шатрового свода.

Внутренний вид шатрового свода.

Слайд 24

Огненные храмы - бесстолпные церкви с огненными верхами: В виде кокошников

Огненные храмы - бесстолпные церкви с огненными верхами:
В виде кокошников круглых

(как бы светящихся нимбов);
В виде "килевидных", островерхих (в виде пламени).
Кокошники - символизировали огненные небесные силы (ангелов, серафимов, херувимов...), а в целом - огненный Престол Господень, на котором находился "Сидящий на херувимех" Глава церкви.
В кокошниках храмов изображались Ангелы или их символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары и т.д.
С конца ХVI, а особенно в ХVII веках в Москве и Подмосковье было выстроено около 300 "огненных" каменных храмов.

Огненные храмы XVII века

Слайд 25

Малый (Старый) собор Донской Богоматери. 1593 г.

Малый (Старый) собор Донской Богоматери. 1593 г.

Слайд 26

Круглые кокошники.

Круглые кокошники.

Слайд 27

Храм Николы на Посаде в Коломне. 1716 – 1719 гг.

Храм Николы на Посаде в Коломне. 1716 – 1719 гг.

Слайд 28

Килевидные (островерхие) кокошники.

Килевидные (островерхие) кокошники.

Слайд 29

Многоярусность впервые проявилась как особенность деревянного храмового зодчества. Что диктовалось особенностью

Многоярусность впервые проявилась как особенность деревянного храмового зодчества. Что диктовалось особенностью

материала и требованием к большей выразительности и емкости.
Многоярусность стали применять и в каменном строительстве за ее нарядный гармоничный характер, хотя объективной инженерной необходимости в данном типе не было.
Наиболее знаменитые многоярусные храмы:
Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693 г.);
Преображенская церковь (1756 г.).

Многоярусный тип храма

Слайд 30

Церковь Покрова Богородицы в Филях. (1690 – 1693 гг.)

Церковь Покрова Богородицы в Филях. (1690 – 1693 гг.)

Слайд 31

Церковь Покрова Богородицы в Филях. План.

Церковь Покрова Богородицы в Филях. План.

Слайд 32

Верхний, самый малый ярус.

Верхний, самый малый ярус.

Слайд 33

Колокольня церкви Покрова в Филях.

Колокольня церкви Покрова в Филях.

Слайд 34

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Слайд 35

Восьмиугольные окна в верхней части четверика.

Восьмиугольные окна в верхней части четверика.

Слайд 36

Вход в храм Спаса Нерукотворного.

Вход в храм Спаса Нерукотворного.

Слайд 37

Лестницы-всходы.

Лестницы-всходы.

Слайд 38

Подклеть и вход в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Подклеть и вход в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Слайд 39

Надгробная таблица.

Надгробная таблица.

Слайд 40

Фрагменты белокаменной отделки.

Фрагменты белокаменной отделки.

Слайд 41

Восьмиярусный золоченый резной иконостас.

Восьмиярусный  золоченый резной иконостас.

Слайд 42

Резной деревянный балкон - царская ложа.

Резной деревянный балкон - царская ложа.

Слайд 43

Стиль использует формы, заимствованные из западноевропейской архитектуры позднего ренессанса и барокко.

Стиль использует формы, заимствованные из западноевропейской архитектуры позднего ренессанса и барокко.
Стиль

манерен, театрален: колонны, которые ничего не поддеживают, фронтоны, которые ничего не прикрывают, кронштейны, которые ничего не держат, окна-обманки и т.д.
Типичные постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями. 

Нарышкинский стиль (1680-е - 1710-е гг.)

Слайд 44

Сооружения, органично соединявшие в себе разные архитектурные типы. Смешанный тип.

Сооружения, органично соединявшие в себе разные архитектурные типы.

Смешанный тип. 

Слайд 45

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. (1649 - 1652 гг.)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. (1649 - 1652 гг.)

Слайд 46

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. План.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. План.

Слайд 47

Вид на колокольню и шатры.

Вид на колокольню и шатры.

Слайд 48

Восьмигранная колокольня.

Восьмигранная колокольня.

Слайд 49

Маленькие декоративные шатры.

Маленькие декоративные шатры.

Слайд 50

Килевидные кокошники на фасаде.

Килевидные кокошники на фасаде.

Слайд 51

Шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной.

Шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной.

Слайд 52

Интерьер.

Интерьер.