Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития.

Содержание

Слайд 2

План лекции 1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах

План лекции


1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах

Древнего Востока и Античного мира.
2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения.
3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
Слайд 3

ЛИТЕРАТУРА История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе

ЛИТЕРАТУРА

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до

конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 496 с.
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009 – 333 с.
Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 392-399.
Слайд 4

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

и Античного мира.

На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма.

карта

Древний Восток - государства Южной Азии, Египет, Индия, Китай

Слайд 5

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

и Античного мира.

ученичества,
отказа от себялюбия,
воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути

Философско-педагогические идеалы буддизма – это идеи

Слайд 6

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

и Античного мира.

четыре Веды;
шесть Веданг;
четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле;
пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания;
ньяя – науку о правильном рассуждении, логику;
мимансу – философскую систему обоснования ведического ритуала и текста.

Учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания:

Слайд 7

В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого


В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост

первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу, уйдя в отставку.
Следующие 13 лет посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. Целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
«Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 – не сомневался, в 70 – следуя тому, что желало моё сердце, не преступал меры».

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира

Конфуций (Кун-цзы) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

Слайд 8

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

и Античного мира

Исходные положения учения Конфуция:
неравенство людей,
врождённость интеллектуальных и этических качеств человека;
ведущая роль воспитания и образования в процессе развития человека;
приоритет учителя в данном процессе; важность нравственно-эстетических качеств личности и др.

Конфуций (551 г. - 479 г. до н.э.)

Конфуцианство стало официальной идеологией, которая на две тысячи лет определила характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовала утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».

Слайд 9

1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего

1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего

Востока и Античного мира.

Должное поведение.
Умение подчинить долгу себя и других.
Почтение к старшим.
Гуманность.
Знание.
Верность

Основные философско - педагогические принципы конфуцианства

Чиновник высоких моральных качеств

Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам ни строчки. Всё известное нам – это записи его учеников.

Слайд 10

Афоризмы Конфуция Достойный человек не идёт по следам других людей. Единственная

Афоризмы Конфуция

Достойный человек не идёт по следам других людей.


Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Будьте строги к себе и мягки к другим.

Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое.
Тот, кто обладает моралью, непременно, умеет хорошо говорить.

Слайд 11

Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока

и Античного мира.

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др

Слайд 12

Афоризмы Платона о воспитании Не золото надо завещать детям, а наибольшую

Афоризмы Платона о воспитании

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.


Ты опытен – и дни твои направляет искусство, неопытен – и дни катятся по прихоти случая.
Без смешного нельзя познать серьёзное, и вообще противоположное познаётся с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.

Платон (07.11.428/427-347 до н.э.)

Слайд 13

Аристотель – один из величайших философов античного мира, учёный-энциклопедист. В основе

Аристотель – один из величайших философов античного мира, учёный-энциклопедист.

В основе

психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела как формы и материи и о наличии у человека трёх видов души: растительной, животной, разумной.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Слайд 14

Высказывания Демокрита о воспитании «Ни искусство, ни мудрость не могут быть

Высказывания Демокрита о воспитании

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть

достигнуты, если им не учиться».
«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».
«Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
«Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт [ему вторую] природу».

Демокрит (ок. 460-370 до н.э.)

Слайд 15

Цитаты Цицерона о воспитании Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в

Цитаты Цицерона о воспитании

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении

может только глупец.
Познай самого себя.
Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Щедрость не знает границ.
Что посеешь, то и пожнешь.
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
Привычка - вторая натура.

Цицерон (106-43 до н.э.)

Слайд 16

Педагогическая мысль Античного мире. приобретение божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование,

Педагогическая мысль Античного мире.

приобретение божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование,
приближение

государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ
соответствие воспитания и образования природе, учёт возрастных особенностей человека;
Ведущая роль чувственного опыта, ощущений в процессе познания;
представление о человеке как целостности тела и души;
ценность нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.
Слайд 17

Педагогическая мысль Античного мира. Педагогическое наследие античности оказало существенное влияние на

Педагогическая мысль Античного мира.

Педагогическое наследие античности оказало существенное влияние

на дальнейшее развитие педагогической мысли и школьной практики
Слайд 18

Педагогическая мысль Античного мира Особое значение для практики воспитания и образования

Педагогическая мысль Античного мира

Особое значение для практики воспитания и образования

имели труды Цицерона и Квинтилиана.

Цицерон (106-43 гг.до н.э.)

Слайд 19

2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в

2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в

средние века и эпоху Возрождения.

V-X вв
раннее Средневековье
XI-XIV вв
развитое Средневековье
XV-XVI вв.
позднее Средневековье

Средние века - исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций


Наличие двух тенденций в воспитании и образовании – духовной и светской

Слайд 20

2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в

2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в

средние века и эпоху Возрождения

Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания.
Представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472)

Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.

Слайд 21

Ведущие идеи гуманистического воспитания утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры

Ведущие идеи гуманистического воспитания

утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в

выработке идеала воспитания личности;
признание природного равенства всех людей на воспитание и образование;

развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);

Слайд 22

Ведущие идеи гуманистического воспитания необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе,

Ведущие идеи гуманистического воспитания

необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе,

созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы);

обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини);
реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле);
опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).

Слайд 23

Византийские просветители Самыми известными христианскими теологами, высказавшими суждения о воспитании и

Византийские просветители

Самыми известными христианскими теологами, высказавшими суждения о воспитании и

образовании личности, были:

Григорий Богослов (330-390)

Василий Кесарийский (330-379),

Григорий Нисский (335-394),

Иоанн Дамаскин (675-753),

Михаил Пселл (1018-1078).

Василий. Григорий, Златоуст

Слайд 24

Византийские просветители Наибольшее значение в развитии педагогической мысли Византии принадлежит трудам

Византийские просветители

Наибольшее значение в развитии педагогической мысли Византии принадлежит трудам Иоанна

Златоуста (около 344 – 407 гг.), названного «вселенским учителем и святителем».
Слайд 25

Значение Византии в развитии просвещения Оказала влияние на другие страны, посредством

Значение Византии в развитии просвещения

Оказала влияние на другие страны, посредством распространения

книжной грамоты, уважительного отношения к светскому знанию, пропаганды гуманистической концепции человека и его воспитания на основе признания ценности божественного духовного начала в его личности.
содействовала становлению древнерусской образованности; на русский язык переводились сочинения византийских авторов, содержащие сведения по естественным наукам, истории, философии.

Церковь Иоанна Златоуста в Костроме

Слайд 26

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения. Основные

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения. Основные

направления (17 век)

религиозно-рационалистическое, сочетавшее идеи католицизма и рационализма, педагогики иезуитов (кружок «Пор-Рояль» и др.);
естественнонаучное, обосновывавшее важность светского образования и воспитания на основе данных экспериментальных исследований, индуктивно-дедуктивного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт) и идей природосообразности воспитания и обучения, демократического характера учебных заведений, обучения на родном языке (В. Ратке и др.);

пансофическо-гуманистическое, заложившее основы педагогики как науки о воспитании и обучении (Я.А. Коменский);
светско-рационалистическое, представленное концепцией воспитания нового человека-«джентльмена» (Дж. Локк), оказавшее существенное влияние на французское Просвещение и движение филантропизма;
просветительское, ориентированное на ликвидацию сословной школы, распространение общеобразовательных знаний в сочетании с практической подготовкой к жизни (У. Петти)..

Слайд 27

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) 1592-1620г. – начало жизненного пути,

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

1592-1620г. – начало жизненного пути, профессиональное

становление.
1621 – 1656г. – годы эмиграции, активная педагогическая деятельность в Польше и Венгрии.
1656 – 1670г. – последние годы жизни в Амстердаме, обобщение педагогических поисков.

Впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке).

Периоды жизни и деятельности

Слайд 28

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) «Материнская школа» - первая в

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

«Материнская школа» - первая в мире

педагогическая книга для родителей;
«Открытая дверь языков и всех наук» - учебная книга по усвоению латинского языка с применением наглядности;

Книга по теории обучения и воспитания, в основу которой положен эмпирико – индуктивный метод познания и синкретический подход к пониманию механизма взаимосвязи развития человека и природы.

«Великая дидактика» (1632г.)

- учебная иллюстрированная энциклопедия для детей;

Труды Коменского

«Мир чувственных вещей в картинках»

Слайд 29

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) Ведущие методологические идеи: сенсуалистическое познание

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

Ведущие методологические идеи:
сенсуалистическое познание - основа

педагогического процесса;
• человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы»;
• природосообразность - главное условие воспитания и обучения;
• пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности;
• пангармония, т.е. достижение всеобщей гармонии в развитии личности;
• пампедия, т. е. всеобщее воспитание, универсальное образование;
• демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности.

Я.А.Коменский

Слайд 30

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) Образование и воспитание во всем

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

Образование и воспитание во всем должно

сообразовываться с природой.
Человек - часть природы; он подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам

ум, т. е. способность отражать окружающий мир - «живые весы и рычаг всех вещей»;
воля, «судья всех решений и повелений», субъективная основа нравственности;
способность действия (рука) и речь (язык) как способность «истолкования и выражения мысли».

природные предпосылки развития и воспитания человека.

Слайд 31

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) детство – от 0 до

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

детство – от 0 до 6

лет - усиленный физический рост, развитие органов чувств;
отрочество – от 6 до 12 лет - развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой;
юность – от12 до 18 лет - помимо указанных качеств - более высокий уровень развития мышления («понимания и суждения»);
возмужалость – от 18 до 24 лет - развитие воли и способности сохранять гармонию.

Возрастная периодизация

Типы школ

Материнская школа - дошкольное воспитание под руководством матери;

Школа родного языка – школа начальной грамоты в каждой общине, селении, местечке для обучения детей обоего пола

Латинская школа, или гимназия – средняя школа для юношей в каждом городе;

Академия – высшая школа для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области

Слайд 32

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) Цель воспитания – приготовление к

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

Цель воспитания – приготовление к вечности,

к вечной жизни с Богом. Истинное воспитание заключается в том, чтобы человек был знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей.

Содержание воспитания

научное образование

нравственное воспитание

религиозное воспитание

Человек делается человеком только благодаря воспитанию, «из всякого ребенка можно сделать человека».

Слайд 33

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) Сущность обучения – «универсальное искусство

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

Сущность обучения – «универсальное искусство учить

всех, всему…наверняка, с успехом, легко, основательно, скоро».
Принципы обучения систематичность, необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений; посильность обучения для учащихся, т. е. доступность их возрасту; прочность усвоения учащимися учебного материала; сознательность, т. е. «ничего не заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком».

«Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимо для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Наглядность –
«золотое правило» дидактики

Слайд 34

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670) неизменный состав учащихся одного возраста;

Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)

неизменный состав учащихся одного возраста;
проведение занятий

в точно определенное время по расписанию;
одновременная работа учителя со всем классом по одному предмету;
занятия - ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа- перерыв.

Учитель – пастух, садовник, акушер, полководец, который стережёт и охраняет «своё стадо», ухаживает за детьми как за растениями в саду, архитектор и мастер – гуманист.

Организация обучения – классно урочная система

«Учитель - это пример для ученика, его наставник и друг».

Слайд 35

3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека» - джентльмена. Родился

3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека» - джентльмена.

Родился 29

августа 1632 г. в г. Рингтон, на западе Англии, в семье адвоката.
В 1646 г. - зачислен в Венстминстерскую школу.
В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где увлекался наукой, философией, преподавал греческий язык, риторику, этику.

Джон Локк (1632 - 1704)

С 1667 г. – домашний врач и воспитатель в семье лидера партии вигов графа Шефтсбери.

С 1675 по 1689 г.- эмиграция в Голландию.
По возвращении -правительственная служба, научная и литературная деятельность.

Э.Эшли Купер,
воспитанник Локка

Граф Шефтсбери старший,

Слайд 36

Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена Приоритетность сенсуалистического познания.

Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена

Приоритетность сенсуалистического познания.
Существование

наряду с внешним опытом опыта внутреннего, являющегося продуктом деятельности рассудка.
Душа ребенка – это «чистая доска».
От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека .

Естественное равенство от рождения не есть равенство индивидуальных способностей.

Ведущие методологические идеи педагогического учения

Слайд 37

3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена Цель воспитания

3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена

Цель воспитания

– подготовка человека к добродетельной жизни и практической деятельности.

Формирование характера на первом этапе предполагает «страх и уважение ребенка к воспитателю»; на втором - «любовь и дружбу».
Воля - это воспитание привычек. Она – основа твердого характера. Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки (лень, ложь, капризы) можно преодолеть хорошими.
Дисциплина начинается с подчинения требованиям взрослых, воспитателей. Однако « рабская дисциплина создает рабский характер».

«Мысли о воспитании» (1693 г.) – Программа воспитания

Основные средства воспитания – пример, среда, окружение ребенка: «ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример»; «положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу».

Слайд 38

3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека» Всестороннее домашнее воспитание джентльмена

3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»

Всестороннее домашнее воспитание джентльмена

организация

жизни ребенка, при которой соблюдается умеренность в пище, одежде, развлечениях.
«В здоровом теле – здоровый дух».

твердый характер, воля, дисциплинированность. сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность – основные качества будущего джентльмена.

практическая польза;опора на желание, любознательность, интерес ребенка («где нет желания, не может быть никакого усердия»); самостоятельность мышления в сочетании с опытным знанием; отсутствие наказания; стимулирование активности вопросами, игрой.

Трудовое воспитание – основа подготовки к жизни, т.к. ремесло делает человека независимым; предупреждает праздность; закаляет.

Умственное

Нравственное

Физическое

Слайд 39

3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека» Абигайль Мешэм, Баронесса Мешэм

3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»

Абигайль Мешэм, Баронесса Мешэм

Церковь Всех

Святых в имении Мешэмов в Отсе Хай Лайвер,
Эппинг Форест,

Могила Джона Локка

В 1691 Локк принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента. Занимался воспитанием сына леди Мешэм, переписывался с Лейбницем, встречался с И. Ньютоном, с которым они обсуждали послания апостола Павла.

Графство Эссекс

Слайд 40

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Родился в 1712

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Родился в 1712 г.

в Женеве, в семье ремесленника – часовщика.
Воспитатели - отец и тетка.
Переменил много профессий: обучался у священника; был учеником нотариуса, гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки.

В годы реакции эмигрировал в Пруссию, затем - в Англию.
Во Францию вернулся в 1767 г. под именем Рену, где написал автобиографическое сочинение «Исповедь».

Изучал «Логику» Пор-Рояля, «Опыты» Локка, сочинения Декарта, Лейбница.

Ж.-Ж.Руссо ( 1712-1780 )

Слайд 41

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. «Эмиль, или О

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

«Эмиль, или О воспитании»

(1762).
Автобиографическое сочинение «Исповедь» (1767).

«Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов» (1750).
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755).
«Общественный договор» (1762).

Труды Ж.Ж. Руссо.

Слайд 42

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. естественные права человека

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

естественные права человека на

жизнь, свободу, собственность, равенство возможностей;
приоритетность сенсуалистического познания в сочетании с опытным характером знаний;
«религия разума», т.е. индивидуальный характер веры человека.

В романе действуют 2 персонажа – Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля на «лоне природы», вдали от развращающего людей общества.

Ведущие методологические идеи педагогического учения Руссо

«Эмиль, или О воспитании» - художественно-педагогический роман

Слайд 43

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Цель воспитания -

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Цель воспитания - свободное,

ненасильственное воспитание гуманного человека, который живет плодами своего труда, ценит и умеет защищать свою свободу, уважая свободу других.

Человек от рождения наделен природными задатками, которые должно сохранить и развить воспитание

Слайд 44

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Естественное воспитание осуществляется,

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Естественное воспитание осуществляется, вдали

от цивилизации, на «лоне природы»;
природа есть лучший учитель.

Факторы воспитания

природа
(внутренний мир ребенка )

вещи
среда в широком понимании

люди,
учат как пользоваться средой

индивид

Слайд 45

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Свобода – условие

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Свобода – условие естественного

воспитания. «…каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т.к. это насилие над личностью».
Индивидуальный характер воспитания сообразно возрасту.
«Не торопитесь сделать «скороспелые плоды», «юных докторов» и «старичков».

Младенчество от 0 до 2 лет
Детство
от 2 до 12 лет
Отрочество от 12 до 15
Юношество от15 до брака

Слайд 46

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Ребенку ничего не

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Ребенку ничего не навязывается:

ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

«Есть единственная в мире профессия, которая не покупается и не продается – это профессия учителя».
Позиция учителя: «не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранять сердце от пороков, а ум от заблуждений».

Роль воспитателя - направляющая, корректирующая

Слайд 47

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Похоронен среди парка

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Похоронен среди парка в

Эрмонвиле, на маленьком островке, засаженном пирамидальными тополями. На могиле поставили памятник с надписью: «Здесь лежит человек природы и правды».

Педагогическая теория Руссо получила дальнейшее развитие в реформаторской педагогике конца XIX – начала XX столетия, учении Л. Толстого

Слайд 48

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения Развитие

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения

Развитие педагогической

мысли в странах Западной Европы, США и России определялось отношением к науке как духовной ценности, образованию – как важнейшему фактору и движущей силе прогресса

Педагогические идеи Руси
разделение образования на церковное и светское;
сочетание общеобразовательной подготовки с профессиональной;
становление женского образования и воспитания;
сословность образования.

Слайд 49

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения Педагогические

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения

Педагогические теории

и концепции 19 века

Педагогика как наука и искусство воспитания (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский);

развивающее обучение и элементарное образование (И.Г. Песталоцци),

народная школа и воспитывающее обучение (Ф.А.В. Дистервег),

реальное образование (Г. Спенсер, Н.А. Корф, Е.Н. Андреев, И.А. Вышнеградский), индустриальное образование (Б.Т. Вашингтон),

свободное воспитание личности и народная школа (Л.Н. Толстой).

Слайд 50

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения свободное

3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения

свободное воспитание,
экспериментальная

педагогика,
прагматическая педагогика,
педагогика личности,
функциональная педагогика,
социальная педагогика.

педоцентризма (принцип «исходя из ребёнка»);
свободы в воспитании, воспитание как процесс саморазвития личности;
индивидуального подхода в сочетании с коллективным;
интереса и активности ребёнка в обучении;
трудового гражданского воспитания;
антропософии в понимании сущности педагогического процесса;
экспериментального исследования личности ребёнка;
коренного преобразования школьной системы, расширения образования, обновления содержания образования, форм, методов обучения в массовой школе.

направления реформаторской педагогики

идеи реформаторской педагогики

Сформировались три научно-педагогические парадигмы: «школа учёбы», «школа труда», «свободная школа».