ОСНОВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРОШЛОГО

Содержание

Слайд 2

План лекции 1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци. 2. Учение

План лекции


1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци.
2. Учение И.Ф.Гербарта

о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория воспитывающего обучения.
3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы.
 Педагогическая мысль России XIX века
(антропологическое учение К.Д.Ушинского;
педагогическая система Л.Н.Толстого)
Слайд 3

ЛИТЕРАТУРА История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе

ЛИТЕРАТУРА

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до

конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 496 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – Раздел I. Гл. 3-4. – С. 55-84
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009 – 333 с.
 Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб, пособие. – М.: Гардарики, 2005. – Часть I. Раздел I. Гл. 2. – С. 14-21; Часть II. Раздел I. – С. 77-216.
Слайд 4

1 Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци. И. Г. Песталоцци (1746-1827)

1 Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци.

И. Г. Песталоцци
(1746-1827)

Родился в

Цюрихе, в семье врача.
Обучался начальной и латинской школе г. Цюриха, затем – в высшей школе (Коллегиум Каролинум, основанной в 1523 году в честь Карла Великого).

1780 – 1797 годы –литературная деятельность: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Азбука наглядности».

1774 по 1780 г.г.- педагогический эксперимент (д. Нейгоф): создал приют «Учреждение для бедных детей»;

Автор общечеловеческого воспитания, социальной педагогики, элементарного образования, развивающего обучения

Слайд 5

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци 1798 – 1799 –руководство

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци

1798 –

1799 –руководство детским приютом в г. Станце (Швейцария). В здании бывшего монастыря было собрано около восьмидесяти детей в возрасте от 5 до 10 лет. В основу учреждения положил «дух семейной жизни».

1800 – 1804 –педагогическая работа в Буркдорфе: открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждения для подготовки учителей.
1805-1825 - руководство приютом для бедных в Ивердене.

Песталоцци в Станце

Памятник И.Песталоцци
в Ивердоне

«Лебединая песня» - педагогическое завещание (Нейгоф).

Слайд 6

1.Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци. демократизация образования, необходимость организации воспитательно-образовательных

1.Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци.
демократизация образования, необходимость организации воспитательно-образовательных

учреждений для детей народа;
всеобщая любовь к человеку, «деятельная любовь к людям», миру;
воспитание – основное средство преобразования общества и формирования личности, готовой к жизни и труду;
природосообразность воспитания – это «развитие сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений», определяющих естественный ход развития личности;
полноценное развитие природных сил невозможно вне связи с социальной средой;
познание начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям,

Методологические идеи педагогического учения Песталоцци

Слайд 7

1.Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци. Целью физического воспитания ребенка является

1.Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци.


Целью физического воспитания ребенка

является развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хватать­ся, всегда действовать. Физическое воспитание связано с нравственным и трудовым.

«Труд учит презирать слова, оторванные от дела». Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Цель воспитания - развить все природные силы и способности человека; развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Процесс воспитания должен "начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному» - суть теории элементарного образования.

Слайд 8

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци Главная задача нравственного воспитания

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци

Главная задача нравственного воспитания –развитие

нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу и добро.
Основы нравственного поведения ребенка закладываются в семье.
Слайд 9

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци Развивающее обучение достигается соблюдением

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци


Развивающее обучение достигается

соблюдением следующих принципов:
- постепенности;
- строгой последовательности, при которой «каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям»;
- элементарности, позволяющей учащимся достичь уверенности в своих успехах (основа арифметики – счет по единице, рисования – черчение линий, дуг, углов; чтения произнесение звуков; наблюдения – восприятие формы и т.д.);
- наглядности, основанной на конкретных жизненных наблюдениях;
- самодеятельности, обусловливающей ясность познания, способность самим себе помогать во всем.

Интеллектуальное образование предполагает всестороннее развитие умственных задатков, овладение навыками интеллектуальной работы.
Развитию умственных сил служит правильное обучение, т.е. соответствующее законам их саморазвития, вызывающее в ребенке общее «духовное стремление к совершенству». Основная задача – «возвышение духа от смутных наблюдений до ясных понятий».

Метод И.Г.Песталоцци.

Слайд 10

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци Учитель должен искренне любить

1. Теория элементарного образования, развивающего обучения И.Г.Песталоцци

Учитель должен искренне любить детей,

чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей.
Школа строится на системе семейных отношений, тесно связана с деревенской жизнью; чем ближе эта связь, тем ярче будет любовь к человечеству.

ШколаПесталоцци в Германии; 1840 - школа Фребеля

«Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель народной школы в Буркдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества…Все для других – ничего для себя».

Слайд 11

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

Иоганн Фридрих Гербарт
(1776-1841)

Родился в Ольденбурге, в семье юриста.
Получил образование в латинской школе, затем - в Иенском университете.
Был воспитателем в семье швейцарского аристократа.
В 1802 году защитил диссертацию на степень доктора философии.

Деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенигсбергским университетами: возглавлял в течение 24 лет кафедру философии и психологии, читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарией по подготовке учителей, при ней создал опытную школу, где преподавал математику.
Скончался от сердечного удара 14 августа 1841 г. в Геттингене.

Слайд 12

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

человек есть личность и самоцель;
ребенок индивидуален, это не «некая статичная данность, генетическая одаренность, а открытый процесс развития, зависящий от ситуации, от опыта, наконец, от воспитания»;
воспитание должно обеспечивать свободное и радостное развитие человека, но не в дали от общества;

чего не дано в опыте, то не может быть предметом мышления; знание без опыта невозможно;
душа ребенка – реальная неизменная носительница представлений, которые подвержены изменчивости, образуя личное «я»; мышление, чувство, представление, желание – суть и различные стороны проявления души.

Методологические идеи педагогического учения Гербарта

Слайд 13

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

Педагогическая теория Гербарта отражена в работах:
«Наука педагогики, выведенная из целей воспитания» (1806),
«Письма о приложении психологии к педагогике» (1831),
«Очерк лекций по педагогике» (1835).

Педагогика как наука есть «стройный порядок теорем, составляющих одно мыслимое целое,..выводимых как следствия из основных положений и как основные положения из принципов», т.е. система знаний.
«Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для решения определенной задачи».

Слайд 14

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

Цель воспитания – это воспитание добродетельного человека, основанное на «практической философии» в понимании этических идеалов и средствах их достижения, исходя из знаний психологии.

Цели
возможные

Цели
необходимые

развитие многостороннего интереса

воспитание нравственности

пути достижения цели воспитания

управление
развитием

воспитывающее
обучение

нравственное
воспитание

Слайд 15

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

Управление – начальный этап руководства ребенком для предупреждения отрицательных действий и поступков, подавление «дикой резвости», приучение к дисциплине. Создает предпосылки для осуществления процесса воспитания.
Средства управления:
основные – это угроза, надзор, приказания и запрещения, наказания (не исключая телесные);
вспомогательные – авторитет и любовь, т.к. они выходят за пределы управления. Причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь – матери.

Нет воспитания без обучения, нет обучения, которое не воспитывает.
Воспитывающее обучение должно основываться на многосторонности интересов.

Идея воспитывающего обучения

Слайд 16

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

2. Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория

воспитывающего обучения.

Существует четыре ступени обучения:
Ясность – сосредоточение в состоянии покоя. Выделяются новые представления об объекте, явлении, событии и подвергаются углубленному рассмотрению.(Первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности).
Ассоциации - сосредоточение в состоянии движения. Устанавливаются связи, ассоциации между знакомыми представлениями.
Система – осознание в состоянии покоя. Приводится в связь то, что было приобретено на первых двух ступенях. Производятся обобщения, устанавливаются правила, выводятся законы. Происходит усвоение нового знания.
Метод – осознание в состоянии движения. Приобретенные знания применяются к новым фактам, явлениям. Учащиеся в процессе выполнения упражнений вырабатывают навык применения их на практике.

Слайд 17

2.Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория воспитывающего

2.Учение И.Ф.Гербарта о педагогике как науке и искусстве воспитания. Теория воспитывающего

обучения.

Нравственное воспитание воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Реализуется через достижение пяти нравственных идей:
внутренняя свобода, делающая человека цельным;
совершенства, дающего «внутреннюю гармонию»;
Благорасположения, т.е.согласования воли одного человека с волей других людей;
права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких проявлений воли;
справедливости, служащей руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.
Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения».

Слайд 18

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы. Фридрих Адольф Вильгельм

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы.  

Фридрих Адольф Вильгельм

Дистервег (1790-1866) основоположник педагогического образования

Родился в г. Зигене в Вестфалии (Германия), в семье судебного служащего.
Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне, Тюбингенском. Защитил докторскую диссертацию (1820).
Был директором учительских семинарий – в Мерсе, в Рейнской области (1820-1832) и Берлине (1832-1847), где преподавал педагогику, математику и немецкий язык. В 1827 г. Ф.А.В. Дистервег основал и был редактором педагогического журнала «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе»; издавал также «Педагогический ежегодник»(1851).
В 1831 г-1841 гг. создал в Берлине четыре учительских общества; в 1848 г. был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза.

Теоретик народной школы, «учитель немецких учителей»

Слайд 19

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы. Ведущие методологические идеи

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы.  

Ведущие методологические идеи

педагогической теории:
идея общечеловеческого воспитания, любовь к своему народу неотделима от любви ко всему человечеству;
преобразование общественных отношений путем просвещения;
разностороннее развитие каждого ребенка независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей;
создание подлинно народной и гуманной школы, ориентированной на воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности;
принципы воспитания - это природосообразность, т.е.следование за процессам естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника; культуросообразность-т.е. в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить; принцип самодеятельности как нечто находящееся вне человека и составляющие для него цель, стремление.
Слайд 20

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы. Основной педагогический труд

3. Авторская педагогическая система А.Дистервега. Концепция народной школы.  

Основной педагогический труд

Дистервега -- «Руководство к образованию немецких учителей» (1835 г.).
Обосновал основные правила обучения для учащихся и учителя.
Слайд 21

4. Педагогическая мысль России XIX века. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.

4. Педагогическая мысль России XIX века.

К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.

К.Д.Ушинский (1824-1870)


Родился в Туле, в небогатой дворянской семье.
В 1840 г. окончил Новгород-Северскую гимназию; поступил на юридический факультет Московского университета , по окончании которого получил рекомендацию на работу «в министерство и другие присутственные места».
В 1846 г. - назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора камеральных наук (законоведение, право, финансы).

1850-е до начала 60-х г. - педагогическая деятельность: преподает словесность и законоведение, является инспектором Гатчинского сиротского института, пишет педагогические статьи, получает назначение на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где радикально реформирует учебно-воспитательный процесс, редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».

Слайд 22

4. Педагогическая мысль России XIX века. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.

4. Педагогическая мысль России XIX века.

К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.

В 1862

освобожден от работы (донос священника и обвинение в материализме и атеизме); научная деятельность в области теории педагогики и методики начального обучения.
«Вынужденную ссылку» за границу (Швейцария, Германия) использовал для изучения женского образования.
Скончался в Одессе 22декабря 1870 г. от простуды, обострившей течение чахотки.

«О пользе педагогической литературы» (1857); «Научно-практическое назначение педагогики».
О народности в общественном воспитании» (1857).
«Труд в его психическом и воспитательном значении» , (1860).
Человек как предмет воспитания – обобщающий труд

Слайд 23

Методологические идеи педагогического учения К.Д.Ушинского материалистический сенсуализм: «Единственным критериумом для вещи

Методологические идеи педагогического учения К.Д.Ушинского

материалистический сенсуализм: «Единственным критериумом для вещи есть

сама вещь, а не наше понятие о ней»; «искусство воспитания обязано именно материалистическому направлению…»

свободное развитие России должно свершаться не революционным, а мирным путем; именно школа и образование сделают необратимым развитие общества по пути прогресса

демократизм: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу»

«всякая фактическая наука…стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты…»

человек – главная ценность, его основная черта – любовь к людям:

4. Педагогическая мысль России XIX века.

Слайд 24

4. Педагогическая мысль России XIX в. (К.Д.Ушинский) Педагогика – это не

4. Педагогическая мысль России XIX в. (К.Д.Ушинский)

Педагогика – это не только

наука, но и «искусство» воспитания
(статьи «О пользе педагогической литературы» (1857); «Научно-практическое назначение педагогики»)

Как наука педагогика имеет свой предмет, закономерности и принципы. Ее предмет – человек.
Педагогика не может претендовать на самостоятельность, т.к. она пользуется данными других наук о человеке. Физиология, психология, философия и история дают законы педагогике. Она «выражает эти законы в форме педагогических теорий и правил и изыскивает средства приложить их к воспитанию человека в данное время и в данном обществе».
Как искусство педагогика имеет «практическую приложимость» и связана с опытом и опытностью. Поэтому много аналогий между искусством воспитания и медициной, которым «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, анатомии и физиологии».

Слайд 25

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) Теория и практика воспитания –

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

Теория и практика воспитания – взаимосвязаны:

«…педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».
Польза педагогической теории в том, что она предлагает «собрание опытов осознанных и обдуманных» и, следовательно,
- предупреждает ошибки;
- знакомит с ценными педагогическими мыслями;
- позволяет избежать рутинности, «упрямой односторонности» в выборе средств для достижения цели воспитания;
- содействует распространению индивидуального опыта;
привлекает внимание к наиболее существенным проблемам воспитания и средствам их решения обществом, педагогами, родителями.
Педагогическая практика – основа теории. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не сле­дует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский.
Слайд 26

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) Общей системы народного воспитания для

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

Общей системы народного воспитания для всех

народов не существует;… заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.

Идея народности в воспитании (статья «О народности в общественном воспитании» (1857).

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...»

Слайд 27

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) 4) Одной из характерных черт

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

4) Одной из характерных черт воспитания

русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине.
5) Дело народного образования должно быть предоставлено самому народу…».
6) Лучшим выражением народности является родной язык.

Идея народности в воспитании (статья «О народности в общественном воспитании» (1857).

Библиотека им. К.Д.Ушинского,
Москва

Слайд 28

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) Воспитание - целеустремленный, сознательный процесс,

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

Воспитание - целеустремленный, сознательный процесс, ориентированный

на христианско-православный идеал совершенства и всестороннее развитие личности
( «О нравственном элементе в русском воспитании», 1860).

Обучение – одна из главных составляющих воспитания; оно решает двоякую задачу: образовательную и воспитательную.

Психические процессы, обеспечивающие успех обучения:
внимание (дверь, через которую ученик приобретает знания);
память(кладовая учения);
мышление;воля; эмоции.

Слайд 29

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) Труд необходим для человеческого достоинства,

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

Труд необходим для человеческого достоинства, для

свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

Труд является главным источником создания материальных ценностей и важнейшим фактором физического, умственного и нравственного совер­шенствования человека
(«Труд в его психическом и воспитательном значении» , 1860).

«Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Важно, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд.

Слайд 30

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский) Педагогический колледж им.К.Д.Ушинского, Москва Медаль

4. Педагогическая мысль России XIX в.(К.Д.Ушинский)

Педагогический колледж им.К.Д.Ушинского, Москва

Медаль была учреждена

25 мая 1946 г в связи с 75-летием со дня смерти К.Д.Ушинского

для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук, за успешное разрешение вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, совершенствование методов обучения, за создание образцовых учебников и учебных пособий…»

Слайд 31

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) Л.Н.Толстой (1828-1910) Родился 9 сентября

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Родился 9 сентября в усадьбе

Ясная Поляна Тульской губернии. Принадлежал к старинному дворянскому роду.
1841 - 1847 г. обучался в Казанском университете: один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом.
1847 г. – возвращение в Ясную Поляну, открытие школы для крестьянских детей
В 1851-1855 гг. -военная служаба на Кавказе и в Севастополе, после чего занимается литературной деятельностью, посещает заграницу, проявляя особый интерес к искусству, просвещению.
Слайд 32

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) Педагогическая деятельность 1859-1862гг. – время

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

Педагогическая деятельность

1859-1862гг. – время «страстного увлечения»

педагогическим делом: путешествие по Европе (Германия, Франция, Англия, Италия, Бельгия),
Оформление статуса Яснополянской школы как частной; издает журнал Ясная Поляна; содействует открытию более 20 школ для детей в Крапивенском уезде; пишет педагогические статьи.

1870-1876 гг- написание «Азбуки» (1872)- комплекса учебных книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку и арифметике; «Новой Азбуки» - самостоятельного учебника (1875); «Русских книг для чтения» (1875); проект педагогических курсов для подготовки народных учителей («университет в лаптях»);

конец 80-х – 1910 г. -разработка религиозно-нравственного учения, с позиций которого осуществляет осмысление педагогических проблем и руководство практикой обучения и воспитания детей в Ясной Поляне.

Слайд 33

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) единство сознания и жизни, индивидуального

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

единство сознания и жизни, индивидуального и

общественного сознания, взаимосвязь конечного и бесконечного.
всеобщая любовь и благо: люди должны любить друг друга, стремиться к единению и братству, никогда не делать другим того, чего не желают себе; важнейшие нравственные постулаты – Бог, добро, вера, душа, совесть, жизнь;
народность;
свобода воли: человек, вставший на путь нравственного самосовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни, независимо от условий существования;
ненасилие;

Методологические идеи педагогического учения :

Ребенок- «первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

Слайд 34

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) «О народном образовании»(1862); «Яснополянская школа

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)
«О народном образовании»(1862);
«Яснополянская школа

за ноябрь и декабрь месяцы»
(1862);

«Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862);
«Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907);
«О воспитании» (1909) и др.

Педагогическая система Л.Н.Толстого отражена в работах

Слайд 35

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


1. Народ стремится к образованию, признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам…;
Образование каждого должно способствовать движению человечества ко всеобщему благу, а это движение возможно только при наличии свободы учащихся.

2. Необходимо создание истинно свободных народных школ,
школа – это «педагогическая лаборатория».

Слайд 36

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


3. «Предметом педагогики должно и может быть только образование». «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования».

Слайд 37

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


Условия ее достижения – свобода и опыт, не допускающие насилия над личностью ребенка, учитывающие особенности его развития и обеспечивающие естественность отношений между учителем и учащимися.

4. Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра».

Слайд 38

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


5.Содержание образования определяется не только тем. что «мы сами знаем», но также интересом учащихся, потребностями жизни крестьянской среды и смыслом жизни самого человека в стремлении его к высшему благу через постижение христианской духовности. Основой образования должны стать не абстрактные науки, а наука жизни, «знание того, что нужно делать человеку, чтобы как можно лучше прожить в этом мире».

Слайд 39

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


Поскольку знания не могут сами открыться человеку, им надо учить. На этом пути важно усвоить не только религиозно-нравственные истины, но и развить самостоятельность и творчество мышления.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…».

Это достигается путем применения разнообразных методов обучения, содействующих интересу, активности и самостоятельности учащихся ( опыты, сочинения, решение задач, экскурсии, беседы); средств обучения, среди которых главные – слово, учебные книги, обладающие высокой художественностью, выразительностью, сжатостью и простотой изложения, доступного детскому пониманию.

Слайд 40

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


7. Недопустимо разделять воспитание и образование. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

8. Организация занятий: свободное и естественное обучение; осознание самими детьми необходимости порядка и дисциплины; доступность и занимательность учения. «Наказание вредно…потому, что оно озлобляет того, кого наказывают,..и развращает того, кто наказывает».

Слайд 41

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) Основные теоретические положения педагогической системы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

Основные теоретические положения педагогической системы Толстого:


Пути достижения успешности обучения:

«1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно,
2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях»… (Предисловие к Азбуке).

- говорить ученику то, что он может понять и о том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя;
- давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;
- стимулировать его наблюдения над явлениями природы, окружающей жизни;
- развивать интерес к самостоятельному изучению материала.

- никакие лишние предметы и лица не отвлекали внимания ученика;
- ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;
- не боялся наказаний…;- не переутомлялся;
- урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слишком легок, и не слишком труден; при этом ученик чувствовал свое продвижение в учении.

Слайд 42

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) • веру в природные силы

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

• веру в природные силы ребенка,


• естественность отношений между учителем и учащимися, содействующих проявлению самостоятельности, самореализации природных задатков детей;
• исключение всякого принудительного воздействия со стороны учителя, наказаний;
• обучение на основе интереса, желаний ребенка, его индивидуальности.

Свободное воспитание в понимании Толстого – это, во-первых, свобода в организации школ, народного просвещения; во-вторых, педагогический принцип, предполагающий:

Слайд 43

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой) Яснополянская школа Школа - памятник

4. Педагогическая мысль России XIX в.(Л.Н.Толстой)

Яснополянская школа

Школа - памятник Толстому. Открыта

при участии наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского