Великий Вторник. Притчи о 2-х сыновьях, о злых виноградарях, о брачном пире. Три искусительных вопроса Христу

Содержание

Слайд 2

Притча о 2-х сыновьях Три обличительные притчи Христа Прп. Иустин (Попович):

Притча о 2-х сыновьях

Три обличительные притчи Христа

Прп. Иустин (Попович): «В притче

Спасителя под человеком подразумевается Бог; под первым сыном – мытари и вообще грешники; под вторым сыном – фарисеи; под виноградником – Церковь Божия; под работой в винограднике – любой труд, которым входят в совершение заповедей Божиих, святых добродетелей и святых таинств Божиих. Первый сын означает грешника, который в начале относится отрицательно к Евангелию, к Церкви, но раскаивается и с ревностью работает в винограднике Божием. Второй же сын означает гордых и превозносящихся грешников, которые только языком твердят, что хотят работать, а душой и жизнью отрекаются от труда в винограднике Божием, труда над своим спасением, над своим обожением».

Свт. Иоанн Златоуст: «Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями. Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем (Исх. 19, 8), на деле не оказывали покорности закону».

Блж. Феофилакт: ««пришел Иоанн путем праведности», то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы - нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете».

Слайд 3

Притча о злых виноградарях Блж. Феофилакт: «Человек «хозяин дома» есть Господь,

Притча о злых виноградарях

Блж. Феофилакт: «Человек «хозяин дома» есть Господь, называемый

человеком по Своему человеколюбию. Виноградник - народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, как сказано: «введя, насади их в гору Святую Свою». Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же - святых ангелов, которые охраняли Израиля. Точило - жертвенник; башня - храм; виноградари - учители народа, фарисеи и книжники. Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие. ».

Свт. Иоанн Златоуст: «Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того, чтоб тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их. Рассуди же, как велико было Божие попечение о них, и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога».

Свт. Иоанн Златоуст: «И посла рабы своя, - то есть, пророков, - прияти плоды, - т. е., повиновение, доказываемое делами».

Блж. Феофилакт: «Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая, первосвященника».

Свт. Иоанн Златоуст: «Но почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами, и отложивши гнев, устыдились Его пришествия».

Блж. Феофилакт: ««Вывели вон из виноградника и убили» - это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа».

Зигабен: «Марк говорит, что Его сначала убили, а потом выбросили вон из виноградника. Что сказать на это? Что Марк слова извергоша вон употребил в другом смысле, вместо: лишили (виноградника), как им казалось».

Блж. Феофифилакт: «Можешь под виноградником разуметь и Божественное Писание: в нем ограда - буква; выкопанное точило - глубина духа; башня - возвышенное богословское учение. Сие Писание сначала было вверено злым виноградарям - фарисеям и книжникам, но потом Бог передал оное нам, усердно возделывающим его. И в этом смысле фарисеи убили Господа вне виноградника, то есть вопреки тому, что о Христе гласило Ветхозаветное Писание».

Слайд 4

Блж. Феофилакт: «Когда же придет? Во второе пришествие? Можно, конечно, и

Блж. Феофилакт: «Когда же придет? Во второе пришествие? Можно, конечно, и

так понимать. Но лучше разуметь так: когда Он придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное начальниками, тогда «злодеев сих предаст злой смерти», пошлет на них римские войска. Виноградник же Свой отдаст иным виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям».

Свт. Иоанн Златоуст: «По свидетельству ев. Луки, Христос сам объявил, что надлежало им за это претерпеть, а они сказали: да не будет, но Он привел свидетельство. Матфей же говорит, что иудеи сами произнесли приговор. Но в этом нет противоречия; и то, и другое было. Они произнесли на себя этот приговор, а потом, уразумев смысл притчи, сказали: да не будет! и Он возразил им словами пророка, уверяя, что это непременно сбудется.».

Блж. Феофилакт: «Камнем называет Себя Самого, а строителями - учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и бес в Тебе». Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою. Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь, содержащая и объединяющая нас верою, - Божественного происхождения».

«Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим. Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле, как видим это на несчастных иудеях. Это и значит «раздавит», то есть рассеет их».

Зигабен: «Спотыкающийся на него, повредит себе, а не Ему, – что испытали первосвященники, книжники и старцы народа. А на кого упадет Своею тяжестью, т.е. на кого разгневается, того умалит, рассеет и изгонит, что исполнилось на всем народе иудейском, переданном на разграбление римским воинам».

Блж. Иероним: «Иное дело оскорбить Христа злыми делами, а иное дело отвергнуть Его. Тот, кто согрешает и однако верует в Него, правда, падает на камень и сокрушается, но не бывает в конец раздавлен, ибо через покаяние он соблюдается во спасение. Но тот, на которого Он упадет, то есть на кого обрушится самый камень и кто совершенно отречется от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка».

Слайд 5

Притча о брачном пире Аверкий: «В древности цари и князья на

Притча о брачном пире

Аверкий: «В древности цари и князья на

Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной. Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания».

«Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия».

«Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» - это бесплодное раскаяние. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело».

Блж. Феофилакт: ««Тельцы и откормленное» обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы»

Блж. Феофилакт: «Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених - Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, - это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров».

Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были Подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц. И здесь, как в первой притче, под образом званных Надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима.

«Одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле - это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни».

«Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми».

Слайд 6

Свт. Иоанн Златоуст: «И смотри, с какою лестью они приступают к

Свт. Иоанн Златоуст: «И смотри, с какою лестью они приступают к

Нему, и как хитро прикрывают свое намерение. Смотри, как ясно обнаруживается в этих словах намерение их заставить Его сказать что-нибудь такое, что могло бы оскорбить Ирода и навлечь на Спасителя подозрение в похищении власти, как на человека восстающего против закона, чтобы потом могли они подвергнуть Его наказанию, как возмутителя и похитителя верховной власти».

Глатков: «Учитель! мы знаем, как Ты справедлив, и как всегда говоришь одну только правду, нисколько не опасаясь, что эта правда может быть неприятна кому-либо, хотя бы даже сильным мира сего; Ты не обращаешь внимания ни на какое лицо, если предстоит надобность обличить его в беззаконии, потому что Ты истинно учишь пути Божию. Скажи же нам, как Тебе кажется: позволительно ли нам давать подать кесарю или непозволительно? Не превращаемся ли мы через это из народа Божия в рабов языческого царя? Научи же нас, давать ли нам эту подать или же отказаться от платежа ее?»

Свт. Филарет: «Иродиане и фарисеи имели об этом противоположные мнения. Иродиане утверждали, что должно платить подать кесарю, и противников этого мнения почитали мятежниками. Напротив, фарисеи полагали, что Иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от я зыческих народов, платить только одну дань - Богу на Его храм, и что платить подать Римскому кесарю, идолопоклоннику, - значит оскорблять истинного Бога. Как же эти люди, имеющие противоположные мнения, соединяются теперь, чтобы действовать заодно? Они отлагают на время свою вражду, чтобы общими силами сделать зло ненавистному тем и другим Учителю истины. Вот их расчет: если Он скажет, что позволительно давать подать Римскому кесарю, то фарисеи провозгласят, что Он изменил народу Божию и Богу, и таким образом опровергнут в лице Его достоинство посланника Божия и веру к Нему народа. Если же скажет: непозволительно давать подать кесарю, то иродиане донесут на Него римскому правителю, как на мятежника, и подвергнут Его суду смертному».

Три искусительных вопроса Христу

Вопрос о подати кесарю

Блж. Феофилакт: «Иисус на основании изображения кесаря на монете вразумляет их: что носит на себе изображение кесаря и что, значит, принадлежит ему, то кесарю и надо отдавать. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных - Богу».

Слайд 7

Свт. Иоанн Златоуст: «Весь их рассказ, по мнению моему, был вымышлен.

Свт. Иоанн Златоуст: «Весь их рассказ, по мнению моему, был вымышлен.

Действительно, третий не взял бы ее за себя, видя, что уже два ее мужа умерли; а если бы взял ее за себя третий, то не взял бы четвертый и пятый; если же бы и эти согласились, то верно уже не решились бы на это шестой и седьмой, но отвратились бы от нее, опасаясь той же участи, так как к таковым опасениям склонны были иудеи».

Вопрос саддукеев о воскресении мертвых

Слайд 8

Ответ Христа Спасителя саддукеям о Воскресении мертвых Зигабен: «Заблуждаетесь, не зная

Ответ Христа Спасителя саддукеям о Воскресении мертвых

Зигабен: «Заблуждаетесь, не зная пророческих

Писаний, которые учат не о таком воскресении, какое вы предполагаете. Заблуждаетесь также, не зная силы Божией, которая может воскресить мертвых без прежних свойств и страстей».

Блж. Феофилакт: «Бог не есть Бог не существующих, нет, Он - Бог живущих, продолжающих свое бытие. Он не сказал: «Я был», но говорит: «Я есмь»; хотя праотцы и умерли, но продолжают жить в надежде воскресения».

Слайд 9

Блж. Иероним: «Фарисеи и садукеи, хотя и враждовали между собою, но

Блж. Иероним: «Фарисеи и садукеи, хотя и враждовали между собою, но

единодушно согласились между собою об искушении Господа. Один из учителей закона задает вопрос, не из желания знать, но испытывая... он спрашивает не о заповедях [вообще], а о том, какая первая и великая заповедь; это с той целью, чтобы иметь повод к злословию, потому что все заповеданное Богом велико; таким образом, что бы Он ни ответил, Он признал бы великим нечто другое из многого».

Вопрос о наибольшей заповеди в Законе

Блж. Феофилакт: «Господь, изобличая злобу искусителей, которые пришли не по желанию поучиться, а по вражде, зависти и соревнованию, показывает, что любовь есть верх заповедей. Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу».

Прп. Иустин (Попович): «По этому ответу Спасителя, цель всех законов, всех заповедей, всех пророчеств, чтобы человек совершенно и действительно, всецело и вечно, соединился с Богом: обожился бы, обоготворился, обогочеловечился, охристовился. Ради этого и существуют все Божии законы, все Божии заповеди, все Божии пророчества».

Глатков: «Кто любит Бога всеми силами своей души, тот несомненно будет стремиться всегда и во всем творить волю Его, тот будет исполнять и все заповеди Его, ибо кого любишь, тому и угождаешь, того желания стараешься исполнить. Поэтому самая первая обязанность человека — любить Бога».

Слайд 10

Вопрос Христа к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии ««Да, вы думаете,

Вопрос Христа к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии

««Да, вы думаете, что

Христос — потомок Давида, то есть только Человек. Но как же сам Давид называет Его своим Господом? Разве вы не читали, как он в своем псалме вдохновенно говорит о Христе: сказал Господь, то есть Бог, Господу моему, то есть Мессии-Христу: седи одесную Меня (Пс. 109:1). Ведь если Он был Господом Давида и существовал уже в то время, когда Давид писал это, то как же Он мог быть потомком Давида, тогда еще не родившимся?»».
Слайд 11

Лепта вдовицы Аверкий: ««Лепта» была самой мелкой монетой, равнявшейся 1/4 копейки;

Лепта вдовицы

Аверкий: ««Лепта» была самой мелкой монетой, равнявшейся 1/4 копейки; две

лепты равнялись мелкой римской монете, называвшейся «кодрант». Кодрант равнялся 1/2 копейки и 1/4 аса, а 10 ас равнялись динарию – около 20 копеек».
Слайд 12

Аверкий: «Ученики Христовы полагали, что Иерусалим будет стоять до скончания века,

Аверкий: «Ученики Христовы полагали, что Иерусалим будет стоять до скончания века,

а потому и задали Господу двойной вопрос, как один: «когда сия (т.е. разрушение Иерусалима и храма) будут, и что есть знамение твоего пришествия, и кончина века?» Отвечает Господь также, по-видимому, не разделяя эти два события, сообразно их возрениям. Здесь несомненно то, что разрушение Иерусалима и ужасы, которые будут сопровождать его, являются прообразом тех ужасов, которые будут иметь место при кончине мира перед Вторым Пришествием Христовым».

Пророчество о разрушении Иерусалима и о Втором Пришествии

Зигабен: «Подошли и желали узнать, конечно, все, но эти четверо спросили, как имевшие больше смелости. Спрашивают, желая узнать не столько о разрушении храма, сколько о времени Второго Его Пришествия. Предполагая, что это случится вместе, они и предложили один вопрос и о том, и о другом».

Слайд 13

Блж. Феофилакт: ««тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов

Блж. Феофилакт: ««тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов

и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут, Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению».

Глатков: «Палестина того времени была наполнена обольстителями и чародеями, которые водили народ в пустыню, чтобы показать чудеса, будто бы творимые ими божественной силой. Из числа таких обольстителей известны: Досифей самарянин, называвший себя Христом, Симон волхв, тоже самарянин, называвший себя сыном Божиим, Февда, Менандр, какой-то египтянин и другие. Евреи того времени, отвергнув Христа, так страстно ждали мессию-завоевателя, что охотно шли навстречу всякому самозванцу».

Прп. Иустин (Попович): «Страхи и ужасы войн будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Но смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быти (ст. 6). Надлежит? да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны; это его логика. Грех в человеческом мире всегда имеет одну и ту же цель: убить человека. Ибо это цель изобретателя и творца греха и смерти- диавола: «Он человекоубийца от начала» (Ин 8, 44)».

Блж. Феофилакт: «Господь говорит о военных действиях римлян около Иерусалима. Говорит: не только будет война, но и голод, и язва, - показывая этим, что будет возбужден гнев Божий на иудеев. Потом, чтобы ученики не подумали, что не успеют они проповедать Евангелие, как мир уже прекратит свое существование, Господь продолжает: «не ужасайтесь… это еще не конец», то есть всеобщий конец последует не в одно время с разрушением Иерусалима».

Первый признак приближения суда Божия - явление лже-христов.

Второй признак - войны, природные катаклизмы, болезни

Прп. Иустин (Попович): «Разлитое через человека по физической природе, зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в божественное устройство вселенной. Природа в сущности - нравственное существо, моральное создание; она откликается на присутствие зла также, как и на присутствие добра. Земля начала произращать терние и сорную траву только тогда, когда грех вошел в нее через человека. Мир физический восстал против человека, потому что тот ввел в него разрушительную силу зла: грех, и через грех - смерть. Природа мстит человеческому роду через неурожаи, голод, моры, землетрясения».

Глатков: «Иосиф Флавий свидетельствует, что еще до осады Иерусалима были знамения, предвещавшие будущее разорение: в продолжение целого года над городом стояла звезда, подобная мечу; перед началом войны, в праздник опресноков, ночью, вокруг жертвенника и святилища стало так светло как днем; тогда же медные врата храма, которые двадцать человек с трудом запирали и в которых имелись запоры, глубоко входящие в порог, ночью сами собой отворились, а в праздник Пятидесятницы священники, войдя в храм для служения, слышали сначала шум и движение, а потом голоса: Переселимся отсюда!».

Слайд 14

Третий признак - гонение на учеников и последователей Христа Блж. Феофилакт:

Третий признак - гонение на учеников и последователей Христа

Блж. Феофилакт: «По

причине умножения беззакония по обольщению антихриста, люди станут звероподобными, так что ослабеют узы всякой любви даже между самыми близкими; люди будут предавать друг друга. Претерпевший же до конца, то есть мужественно перенесший, не уступивший искушению, спасется, как воин, испытанный на брани».

Зигабен: «Весьма много бедствий причинили тогда, после Вознесения Спасителя на небо, апостолам иудеи, передавая иногда их для наказания начальникам синагоги, а иногда отводя к царям, например, к Ироду, Агриппе и др., кроме того – к игемонам, военачальникам, проконсулам и градоначальникам, как повествует книга Деяний апостольских».

Слайд 15

Четвертый признак - проповедь Евангелия во всем мире Зигабен: «Этим показал,

Четвертый признак - проповедь Евангелия во всем мире

Зигабен: «Этим показал, что

никакие опасности не заглушат проповеди, и таким образом сообщил проповедникам великое утешение, укрепив их надеждой, что ничто им не может препятствовать, если только они будут терпеливы».

Зигабен: «Во свидетелство всем языком - во обличие, в осуждение не уверовавших, чтобы они не могли сказать в день Суда: мы не слышали проповеди».

Зигабен: «конец храма и Иерусалима... действительно прежде разрушения Иерусалима было проповедано Евангелие по всему миру. Если он сам проповедовал от Иерусалима до Испании, то подумай, до каких пределов доходили остальные апостолы. Потому-то Иерусалим погибает уже после того, как было проповедано Евангелие по всей вселенной, чтобы иудеи не имели даже тени защиты, видя такую силу проповеди, что она в короткое время облетела всю вселенную и везде воссияла, между тем как сами они оставались в неверии и упрямстве».

Слайд 16

Лопухин: «Но что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости

Лопухин: «Но что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости

запустения в Иерусалиме, трудно сказать. Иероним говорил, что это выражение можно или просто понимать об антихристе, или об изображении кесаря, которое поставил Пилат в храме, или о конной статуе Адриана, которая в самом святом святых стояла до того времени, когда жил Иероним. Некоторые полагали, что под мерзостью запустения здесь разумеются ужасные поступки зилотов во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом. На основании сказанного нужно предполагать, что Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение — сделает город и храм пустыней».

Зигабен: «Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма».

Даниил 9, 27: «в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

Историк Евсевий свидетельствует, что иерусалимские христиане, вспомнив это предупреждение Господа, действительно бежали при приближении римлян в Пеллу и другие заиорданские города и благодаря этому спаслись от всех ужасов, постигших осажденный город.

Признаки, касающиеся гибели Иерусалима

Блж. Феофилакт: «Беременные, отягощаемые бременем чрева, не в силах будут бежать, а питающие сосцами не будут в силах ни покинуть детей по жалости к ним, ни взять их с собой и спастись с ними вместе; они также не избегнут гибели. ».

Блж. Феофилакт: «Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам было дано приказание - никого не щадить. Но Бог ради тех, которые уже уверовали или еще имели уверовать, не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби. Если же война продолжилась бы еще, то все, кто был в городе, погибли бы от голода».

Слайд 17

Признаки, касающиеся только Второго Пришествия Христа Лопухин: «Здесь, вообще, изображение “дня

Признаки, касающиеся только Второго Пришествия Христа

Лопухин: «Здесь, вообще, изображение “дня Господня,”

великого и страшного. Для самой природы он будет страшен, солнце померкнет, и луна не даст света, звезды спадут с неба (это выражение обыкновенно понимают в несобственном смысле, но можно и в собственном), и силы небесные поколеблются. Все это образные выражения, и что они, собственно, значат, пока неизвестно».

Блж. Феофилакт: «Вслед за пришествием антихриста, власть которого скоро будет упразднена (это выражено словом «вдруг»), «солнце померкнет», то есть помрачится, не будет заметно в сравнении с более превосходным светом Христова пришествия; равно и луна, и звезды. Но и «силы небесные поколеблются», то есть изумятся и содрогнутся, когда увидят, что тварь изменяется и все люди, от Адама до того времени жившие, должны будут дать отчет».

Блж. Феофилакт: «Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному».

Аверкий: «По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концев земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время, почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут «избранных Его от четырех ветров», т.е. со всех концов земли. Ангелы соберут, как «избранных» для вечной славы, так и «всех творящих беззаконие» для вечного мучения».