Внутренний мир русской избы

Содержание

Слайд 2

1. Из какого материала строили избы на Руси?

1. Из какого материала строили избы на Руси?

Слайд 3

1. Из какого материала строили дома на Руси?

1. Из какого материала строили дома на Руси?

Слайд 4

2. Как называлась часть крестьянского дома, сделанная из обработанных бревен?

2. Как называлась часть крестьянского дома,
сделанная из обработанных бревен?

Слайд 5

2. Как называлась часть крестьянского дома, сделанная из обработанных бревен?

2. Как называлась часть крестьянского дома,
сделанная из обработанных бревен?

Слайд 6

3. С какими символическими понятиями связывали крестьяне разные части дома? 2 4 1 3

3. С какими символическими понятиями
связывали крестьяне разные части дома?

2

4

1

3

Слайд 7

3. С какими символическими понятиями связывали крестьяне разные части дома?

3. С какими символическими понятиями
связывали крестьяне разные части дома?

Слайд 8

Слайд 9

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам,
а то и

шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая.
А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним.
Переступали его с молитвой и крестным знамением.
Слайд 10

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста.

Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.»
Слайд 11

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на

которой разместились горшки, чугунки.
Слайд 12

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в

печь и достают горшки.
Слайд 13

А также у печи находился деревянный ушат с водой.

А также у печи находился деревянный ушат с водой.

Слайд 14

ПЕЧЬ-душа дома, главный оберег семьи, семейный очаг. ПЕЧЬ – жилище домового.

ПЕЧЬ-душа дома,
главный оберег семьи,
семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище
домового.

Слайд 15

ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью.

ПОЛАТИ- лежанка между
стеной избы и печью.

Слайд 16

ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой размещались горшки, чугунки, домашняя утварь.

ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой
размещались горшки, чугунки, домашняя

утварь.
Слайд 17

ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)

ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

КРАСНЫЙ УГОЛ

КРАСНЫЙ УГОЛ

Слайд 21

Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный

Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый.
Красный

угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада.
В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья.
Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
Слайд 22

От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это

От двери до боковой стены была устроена лавка – конник,
это

было место мужской половины.
Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
Слайд 23

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на

нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Слайд 24

Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.
Мягко покачиваясь, она убаюкивала

младенца под напевную песнь крестьянки.
Слайд 25

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

Слайд 26

Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и

Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и

спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии .
Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Слайд 27

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Пейзаж с избушкой». 1866. Изба в живописи Алексей

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с избушкой».
1866.

Изба в живописи

Алексей Кондратьевич Саврасов.


«Кутузовская изба в Филях».
1860-е.
Слайд 28

Василий Григорьевич Перов. «Ночью в избе». Василий Иванович Суриков. «Изба». 1873.

Василий Григорьевич Перов.
«Ночью в избе».

Василий Иванович Суриков.
«Изба».
1873.

Слайд 29

Исаак Ильич Левитан. «Избы. После захода солнца». 1899. Исаак Ильич Левитан. «Избы, освещенные солнцем». 1889.

Исаак Ильич Левитан.
«Избы. После захода солнца».
1899.

Исаак Ильич Левитан.
«Избы,

освещенные солнцем».
1889.