Художественная культура Китая

Содержание

Слайд 2

КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным

КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным

настоящим, которая дала миру великих ученых и философов, подарила множество изобретений. Память о славных эпохах великих императоров, бравых воинах и седых мудрецах хранится в уникальном искусстве и великом множестве памятников истории, архитектуры и литературы, дошедших через столетия до наших дней.
Слайд 3

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства.

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались

в учениях даосизма и конфуцианства.
Слайд 4

ДАОСИЗМ Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством


ДАОСИЗМ
Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с

природой посредством медитации, следуя Дао - путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия.  

Лао-цзы

Религия

Слайд 5

Самое важное условие достижения «дао» - самоуглубление и духовное очищение в


Самое важное условие достижения «дао» - самоуглубление и духовное очищение

в тишине и покое на лоне природы  
Взгляды Лао-цзы оставили глубокий след в китайском искусстве.
Китайские художники испытывали нечто похожее на религиозное благоговение перед природой.

ДАОСИЗМ

Слайд 6

РЕЛИГИЯ Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены

РЕЛИГИЯ

Конфуцианство -
этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в

6 в. до н.э Конфуцием.

Конфуций

Слайд 7

Морально-этическое учение Конфуция (ок. 551- 479 до н.э.) исходило из идеи

Морально-этическое учение Конфуция (ок. 551- 479 до н.э.) исходило из идеи

разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной; также священным считалось соблюдение норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, живущими и умершими. Вместе с тем право каждого человека на почет и уважение определяли не богатство и власть, а образованность, гуманизм и чувство долга
Более 2-х тысяч лет конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.

РЕЛИГИЯ

Слайд 8

Конфуцианство Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством.

Конфуцианство

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным

принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. 

Конфуций

Слайд 9

Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом

Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом

явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Слайд 10

Каллиграфия Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная

Каллиграфия
Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство,

начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики.
Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Иероглиф «Жизнь»

Слайд 11

Калиграфия Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской

Калиграфия

Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской письменности,

используют одинаковые предметы для работы — кисть, тушь, бумага, тонкий шелк.
Приемы каллиграфии: использование пять основных оттенков туши, пять приемов работы кистью. Каллиграф при письме использует разнообразный наклон кисти, давление на бумагу, направление письма
Слайд 12

КАЛЛИГРАФИЯ Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства

КАЛЛИГРАФИЯ

Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства

Слайд 13

Слайд 14

Живопись Китая Одним из высших достижений древне-китайского искусства является живопись, в

Живопись Китая

Одним из высших достижений древне-китайского искусства является живопись, в особенности

живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания.
Слайд 15

Слайд 16

Копия картины-свитка «Вдоль реки»

Копия картины-свитка «Вдоль реки»

Слайд 17

Человеческие образы (портрет), пейзаж, фауна-флора - таковы три важнейших жанра китайской

Человеческие образы (портрет), пейзаж, фауна-флора - таковы три важнейших жанра китайской

живописи.  

Портрет называли в Китае жанром «женъ-у» - «Люди»
Пейзажный жанр - жанром «шань-шуй» - "горы и воды". 
Жанр фауны-флоры - жанром "цветы и птицы".  Для этого жанра характерны темы трав, бамбука, камней, а также зверей, птиц, насекомых и пр.  

Слайд 18

ТХАО ШЕ-ПЕНГ. ДЕВУШКА И ЛАНЬ Где-то в южной стране эта девушка

ТХАО ШЕ-ПЕНГ. ДЕВУШКА И ЛАНЬ

Где-то в южной стране эта девушка скромно

живет,
И лицо у нее схоже с персиком нежным и сливой.
Утром бродит она у Чандзяна стремительных вод,
А у берега Сян выбирает ночлег сиротливый.
Только люди вокруг равнодушны к ее красоте,
Для кого же тогда улыбаться открыто и ясно?
А короткая жизнь приближается к горькой черте.
Увядает краса - и она разрушенью подвластна.
(Цао Чжи)
Слайд 19

ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В Китае культ природы существует с незапамятных времен

ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ

В Китае культ природы существует с незапамятных времен и

до наших дней. Картина китайского художника - это не просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.

Ма Юань.
Напевая в пути

www.bibliotekar.ru

Слайд 20

ЖИВОПИСЬ В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок,

ЖИВОПИСЬ

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок,

животное или птица является знаком поэтического образа:
горы, к примеру, выражали
творческое мужское начало -
«Ян», вода - пассивное женское начало – «Инь»,
сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Ма Линь. Слушая ветер в соснах

Слайд 21

Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой

Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или

серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке.

Чжао Мэнфу. Краски осени в горах

Слайд 22

Живопись обязательно сопровождалась стихотворными строками. Стремление найти для изображенного художником адекватное

Живопись обязательно сопровождалась стихотворными строками. Стремление найти для изображенного художником адекватное

словесное выражение, а поэтические строки выразить живописными средствами сделалось уникальной отличительной чертой китайской живописи во всех ее жанрах.
Слайд 23

Грандиозный, почти космический образ природы создавал в своих полотнах один из

Грандиозный, почти космический образ природы создавал в своих полотнах один

из выдающихся китайских художников - Ван Вэй (699 или 701 -759 или 651).
Основал школу монохромной пейзажной живописи. (Монохромная живопись это живопись, которая выполняется одним тоном либо оттенками одного тона.)
Создавал пейзажи используя размытие туши. Расписывал шёлк, стены.
Слайд 24

Черной тушью он прорисовывал линии переднего плана, делая их более четкими

Черной тушью он прорисовывал линии переднего плана, делая их более четкими и

графичными, а мягкими размывками - очертания предметов второго плана, создавая иллюзию влажной дымки, окутывающей горы. Эта техника позволяла ему передавать множество различных нюансов в природе: туман, стылую воду в зарослях ивняка и даже умиротворяющую тишину сумеречных равнин
Слайд 25

Ван Вэй. 8 в.

Ван Вэй. 8 в.

Слайд 26

Ван Вэй. Просвет после снегопада в горах у реки

Ван Вэй. Просвет после снегопада в горах у реки

Слайд 27

Слайд 28

Картины Ван Вэя подобны стихам, а стихи подобны картинам

Картины Ван Вэя подобны стихам, а стихи подобны картинам

Слайд 29

Слайд 30

Го Си

Го Си

Слайд 31

ГО СИ ОСЕНЬ В ДОЛИНЕ ЖЕЛТОЙ РЕКИ Фрагмент со свитка XI в. Шелк, тушь.

ГО СИ ОСЕНЬ В ДОЛИНЕ ЖЕЛТОЙ РЕКИ Фрагмент со свитка XI в. Шелк, тушь.

 
Слайд 32

Слайд 33

Сю Вэй

Сю Вэй

Слайд 34

Сюй Вэй. Бамбук. Бумага, тушь

Сюй Вэй. Бамбук. Бумага, тушь

Слайд 35

Виноград

Виноград

Слайд 36

Камень, бамбук и слива

Камень, бамбук и слива

Слайд 37

Орхидея

Орхидея

Слайд 38

Ни Цзань «Деревья и долины горы»

Ни Цзань «Деревья и долины горы»

Слайд 39

Ли Чжаодао Путники в горах

Ли Чжаодао Путники в горах

Слайд 40

Жэнь Жэньфа «Ястреб, схвативший воробья»

Жэнь Жэньфа «Ястреб, схвативший воробья»

Слайд 41

Бабочка и розовый цвет Ли Жун-вэй Птица среди лотоса ЖИВОПИСЬ

Бабочка и розовый цвет

Ли Жун-вэй

Птица среди лотоса

ЖИВОПИСЬ

Слайд 42

Бадашань жэнь. Цветок, скала, и две рыбы

Бадашань жэнь.
Цветок, скала, и две рыбы

Слайд 43

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.

Слайд 44

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР. Блюдо с драконом Чаша типа гэ

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.

Блюдо с драконом

Чаша типа гэ

Слайд 45

Китайские вазы www.bibliotekar.ru/china1 КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.

Китайские вазы

www.bibliotekar.ru/china1

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.