ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Слайд 2

В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась и получила

В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась и получила

наибольшую известность историческая школа права. В центр своих теоретико-познавательных интересов представителями данной школы был поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история.
Слайд 3

Основные идеи исторической школы права

Основные идеи исторической школы права

Слайд 4

Основателем исторической школы права был профессор права в Гёттингене Густав Гуго

Основателем исторической школы права был профессор права в Гёттингене Густав Гуго (1764—1844 годы).

В

статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило.
Право развивается как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание опредёленные способы решения этих ситуаций. Кто их автор? Все — и никто. То же и право: оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа.
Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Множество законов и договоров никогда не выполняется. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.
Слайд 5

Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры

Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Фридриха Савиньи «О призвании нашего

времени к законодательству и правоведению».
Она была ответом на знаменитое эссе Антона Фридриха Юстуса Тибо о необходимости создания общегерманского гражданского кодекса

Именно Савиньи сформулировал понятие «Народный дух» и выделил его возрасты:

Младенчество. На этом этапе право только формируется. На этом этапе у человека ещё не существует представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры.
Юность. На этом этапе юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва.
Зрелость. На этой стадии усложняется политическая и экономическая жизнь, развитие культуры, и всё это приводит к усложнению права. Возникает необходимость профессиональной квалификации.
Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает и на его месте возникает новый народ с новой правовой системой.

Слайд 6

Одним из последователей Савиньи был Георг Фридрих Пухта Пухта объектирует, олицетворяет

Одним из последователей Савиньи был Георг Фридрих Пухта

Пухта объектирует, олицетворяет понятие «народного

духа». Он видит в нём какую-то силу, действующую в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов.
Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или другое развитие права, a свойствами народного духа.
Если Савиньи говорит об образовании права, как об общем деле, y Пухты идет речь, напротив, о естественном саморазвитии права. Право развивается, по этому учению, из народного духа, как растение из зерна, причём наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.
Слайд 7

Достоинства исторической теории права

Достоинства исторической теории права

Слайд 8

Недостатки и критика исторической теории права «школа, которая подлость сегодняшнего дня

Недостатки и критика исторической теории права

«школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает

подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический…» - К. Маркс.