Художественный образ Гоголя Памяти печального насмешника

Содержание

Слайд 2

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В.Г.Белинский Портретов Гоголя не очень

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В.Г.Белинский

Портретов Гоголя не очень

много, но те, что есть, принадлежат кисти настоящих мастеров: Алексею Венецианову, Александру Иванову, Фёдору Моллеру, другим русским художникам.
Слайд 3

Н.В.Гоголь. Автолитография А.Г.Венецианова 1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе

Н.В.Гоголь. Автолитография А.Г.Венецианова

1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе близ

Диканьки»; Александр Сергеевич отозвался о них с восторгом: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия!» В этот же год художник Алексей Гаврилович Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет.
Слайд 4

Гоголь на рисунке Пушкина Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из

Гоголь на рисунке Пушкина

Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них

был Пушкин. Его рисунок - явление особой ценности. Выразительность этого остроносого худого лица с тонкими губами огромна. Она под стать большому профессиональному рисунку лаконизмом сведенных воедино черт». Пушкин, тонкий художник-портретист, передал даже без зрачка глаз - серьезную зрелую мысль, и уже без лукавства.
Это совершенно другая личность, чем у Венецианова. Пушкин увидел другого Гоголя.
Слайд 5

Портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г. В рисунке

Портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г.


В рисунке

Петра Каратыгина, художника-любителя, – живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность.
Слайд 6

Эммануил Дмитриев-Мамонтов. Гоголь читает «Мёртвые души», 1839г в доме друга Пушкина

Эммануил Дмитриев-Мамонтов. Гоголь читает «Мёртвые души», 1839г

в доме друга Пушкина П.В.Нащокина Гоголь

читал «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации. Такого Гоголя мы видим на рисунке московского художника Э.А.Дмитриева-Мамонтова, сделавшего его с натуры в доме Нащокина. Для широкого круга читателей это совсем неизвестный Гоголь.
Слайд 7

Фёдор Моллер. 1812-1875. Н.В.Гоголь 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для

Фёдор Моллер. 1812-1875. Н.В.Гоголь

1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери

свой портрет русскому художника Ф.Моллеру. В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение».
Слайд 8

А.А.Иванов. Н.В.Гоголь О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел

А.А.Иванов. Н.В.Гоголь

О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного

рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета.
Слайд 9

Печальный насмешник 1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К.И.Рабус

Печальный насмешник

1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К.И.Рабус запечатлел

документально точно Гоголя последних дней: он не только состарился, но и внутренне потух...
Слайд 10

Памятник Н.В.Гоголю 1909 г. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя

Памятник Н.В.Гоголю

1909 г. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему

был поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева. Ныне он стоит у дома, где писатель умер, - на Никитском бульваре
Слайд 11

Барельеф памятника Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с бронзовыми рельефами персонажей его произведений.

Барельеф памятника

Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с бронзовыми

рельефами персонажей его произведений.
Слайд 12

Ю.Анненков. Гоголь. 1915 г. Петроград. Художник-авангардист, сатирик, портретист и сценограф Юрий

Ю.Анненков. Гоголь.

1915 г. Петроград. Художник-авангардист, сатирик, портретист и сценограф Юрий Анненков,

автор гротескных портретных шаржей, «любил шутить» и потешаться над зрителем, сохраняя при этом мирискусстническую эстетику, остроумие и грацию. Он обратился и к портрету автора «Носа». И ни символического гротеска самого образа повести, ни гротескности формы и размера реального носа самого Гоголя в его портрете нет. В авторской интонации не проявилось желание потешаться. Профиль рисован с истинно художественной грацией в стиле «Мира искусства»: изысканной красоты гибкая линия черной тушью, не отрываясь от бумаги, обрисовывает без иронии и обострения знаменитый своеобразно-неповторимый профиль Гоголя.