Язык программирования Delphi

Содержание

Слайд 2

Алфавит языка 53 буквы латинского алфавита и символ подчеркивания Цифры от

Алфавит языка

53 буквы латинского алфавита и символ подчеркивания
Цифры от 0 до

9
23 спец.символа (+,-,*,/,.,:;=,>,<,’,(,),{,},[,],#,$,^,@,пробел)
Комбинации спец.символов (:=,<>,..,<=,>=,(*)
Слайд 3

Словарь языка Ключевые слова (Unit, Goto, Begin, Interface) Стандартные идентификаторы (Sin, Pi, Real) Пользовательские идентификаторы

Словарь языка

Ключевые слова (Unit, Goto, Begin, Interface)
Стандартные идентификаторы (Sin, Pi, Real)
Пользовательские

идентификаторы
Слайд 4

Структура программы Program Uses Label Const Type Var ; ; ; Begin ; End.

Структура программы

Program <Имя программы>
Uses <Список модулей>
Label <Список меток>
Const <Список констант>
Type <Описание

типов>
Var <Объявление переменных>;
<Описание процедур>;
<Описание функций>;
Begin
<Инструкции>;
End.
Слайд 5

Подпрограмма Логически законченная и специальным образом оформленная часть программы, которая может

Подпрограмма

Логически законченная и специальным образом оформленная часть программы, которая может вызываться

для выполнения из других точек программы неограниченное число раз
Двух видов: процедуры и функции
Представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций
Слайд 6

Комментарии Пояснительный текст, который можно записывать в любом месте программы, где

Комментарии

Пояснительный текст, который можно записывать в любом месте программы, где разрешен

пробел
Ограничен символами { и } или (* и *). Может занимать несколько строк
Однострочный комментарий содержит // в начале строки
Слайд 7

Примеры комментариев // Однострочный комментарий { Начало многострочного комментария … Окончание многострочного комментария}

Примеры комментариев

// Однострочный комментарий
{ Начало многострочного комментария

Окончание многострочного комментария}

Слайд 8

Основные инструкции языка Delphi Простые инструкции: Присваивания Перехода Пустая инструкция Вызова процедуры

Основные инструкции языка Delphi

Простые инструкции:
Присваивания
Перехода
Пустая инструкция
Вызова процедуры

Слайд 9

Инструкция присваивания Имя переменной := Выражение Примеры: x := x+1; n

Инструкция присваивания

Имя переменной := Выражение
Примеры:
x := x+1;
n := 17*n-1;
s := ‘Дата’+DateToStr

(Date);
Слайд 10

Инструкция перехода Goto ; Пример: Label m1; … Goto m1; … m1: ;

Инструкция перехода

Goto <Метка>;
Пример:
Label m1;

Goto m1;

m1: <Инструкция>;

Слайд 11

Структурированные инструкции: Составная инструкция Условная инструкция Инструкция выбора Инструкция цикла Инструкция доступа

Структурированные инструкции:

Составная инструкция
Условная инструкция
Инструкция выбора
Инструкция цикла
Инструкция доступа

Слайд 12

Составная инструкция Begin ; …; ; end; Пример: Begin Beep; Edit1.Text:=‘Ошибка’; Exit; End;

Составная инструкция

Begin <Оператор1>; …; <ОператорN>; end;
Пример:
Begin
Beep;
Edit1.Text:=‘Ошибка’;
Exit;
End;

Слайд 13

Условная инструкция If then else ; If then ; Составные условия

Условная инструкция

If <Условие> then <оператор1> else <оператор2>;
If <Условие> then <оператор>;
Составные условия

объединяются логическими операторами not, or, and

Последовательности команд,
заключенные в скобки begin..end

Слайд 14

Инструкция выбора Case of : ; … : Else End;

Инструкция выбора

Case <ключ выбора> of
<список1> : <оператор1>;

<списокN> : <операторN>
Else <операторы>
End;

Слайд 15

Пример: Case DayNumber of 1..5 : strDay := ‘Рабочий день’; 6,7

Пример:

Case DayNumber of
1..5 : strDay := ‘Рабочий день’;
6,7 : strDay :=

‘Выходной день’;
Else strDay := ‘’;
End;
Слайд 16

Цикл с параметром For := to do ; Вместо слова to

Цикл с параметром

For <параметр цикла>:=<начальное значение> to <конечное значение> do <оператор>;
Вместо

слова to можно использовать downto для уменьшения параметра цикла
Параметр цикла – переменная порядкового типа
Слайд 17

Оператор цикла с предусловием While do ; Тело цикла может ни

Оператор цикла с предусловием

While <условие> do <тело цикла>;
Тело цикла может ни

разу не выполниться
В теле цикла должна быть инструкция, влияющая на значение условия
Слайд 18

Оператор цикла с постусловием Repeat until ; Тело цикла всегда выполнится

Оператор цикла с постусловием

Repeat <тело цикла> until <условие>;
Тело цикла всегда выполнится

хотя бы один раз
Условие выхода должно меняться внутри операторов
Слайд 19

Для гибкого управления циклами: Break – немедленный выход из цикла Continue

Для гибкого управления циклами:

Break – немедленный выход из цикла
Continue – досрочное

завершение очередного прохода цикла
Слайд 20

Инструкция доступа With do ; Пример: //Составные имена пишутся полностью Form1.Canvas.Pen.Color:=ClRed; Form1.Canvas.Pen.Width:=5; Form1.Canvas.Rectangle(10,10,100,100);

Инструкция доступа

With <имя объекта> do <инструкция>;
Пример:
//Составные имена пишутся полностью
Form1.Canvas.Pen.Color:=ClRed;
Form1.Canvas.Pen.Width:=5;
Form1.Canvas.Rectangle(10,10,100,100);

Слайд 21

//Использование инструкции доступа With Form1.Canvas do Begin Pen.Color := ClRed; Pen.Width := 5; Rectangle (10,10,100,100); End;

//Использование инструкции доступа
With Form1.Canvas do
Begin
Pen.Color := ClRed;
Pen.Width := 5;
Rectangle (10,10,100,100);
End;