Зал № 7. Воплощение больших образов. В 1892 году и.и.Левитан написал вариант картины «Тихая обитель», получивший название

Слайд 2

Набросок и этюд к картине «У омута». 1892 год

Набросок и этюд к картине «У омута». 1892 год

Слайд 3

«У омута». 1892 год. (Третьяковская галерея). Омут – сквозной образ русской

«У омута». 1892 год. (Третьяковская галерея).
Омут – сквозной образ русской

культуры. С ним всегда связана тайна. Это мир русалок и леших. «У каждого в жизни был свой омут», - говорил И.И.Левитан своей спутнице.
Картина – странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами.
Слайд 4

У омута

У омута

Слайд 5

«Владимирка». 1892 год. (Третьяковская галерея). Создание этого полотна имело для И.И.Левитана

«Владимирка». 1892 год. (Третьяковская галерея).

Создание этого полотна имело для И.И.Левитана смысл гражданского

поступка. Не случайно он преподнес его в дар П.М.Третьякову в собрании которого видел «колоссальное общественное значение».
Меж чернеющих над паром Плугом поднятых полей Лентой тянется дорога, изумруда зеленей.
То Владимирка, когда – то Оглашал ее и стон Бесконечного страдания
И цепей железных звон.
В.А.Гиляровский посвятил эти стихи картине «Владимирка».
Композиция пейзажа заставляет почувствовать унылую бесконечность «Владимирки». Глубокий идейный замысел воплощен с достойным живописным совершенством.
Слайд 6

Владимирка

Владимирка

Слайд 7

«Над вечным покоем». 1893 – 1894. Этюд. «Над вечным покоем» 1894

«Над вечным покоем». 1893 – 1894. Этюд. «Над вечным покоем» 1894

г. (Государственная Третьяковская галерея)

Картина «Над вечным покоем» завершает цикл работ 1892 – 1894 г. В этом грандиозном развороте водного пространства озера и еще более величественного пространства неба с клубящимися, сталкивающимися друг с другом облаками, сочетается с утлым мысом. На котором приютилась старая церковка и бедное сельское кладбище. На этом юру их освистывают ветры; они одиноки среди необъятных просторов. Идея сопоставления человеческой жизни с величественной грандиозной стихией природы развернулась здесь со всей силой и широтой, во всей зрелости мастерства художника. Картина обладает существенными декоративно – монументальными чертами. Они сказываются в обобщении масс, в больших цветовых поверхностях.
«Это почти даже не пейзаж: это картина души человеческой в образах природы», - писал В.Михеев. (22 Передвижная выставка).