Западная философия

Содержание

Слайд 2

Соц.- исторические условия: - стадия империализма (глобальный кризис капитализма); - социалистические

Соц.- исторические условия:
- стадия империализма (глобальный кризис капитализма);
- социалистические революции

(Парижская Коммуна, Россия);
- мировые войны;
- НТР (автоматизированное производство, «высокие технологии», ядерное оружие);
- рост роли отдельного человека (каждого) в обществе;
- мир – единство в многообразии.

«неклассическая наука»

Слайд 3

Особенности философского мировоззрения I. Критика классической философии (ее принципов и традиций)

Особенности философского мировоззрения
I. Критика классической философии (ее принципов и традиций)
а) культ

разума (сверх индивидуальность) → идея прогресса
б) культ научного знания (просвещение масс → демократия)
II. Новый поворот к человеку.
III. Диалектика – идея развития – становится господствующей точкой зрения.
Слайд 4

В крайних формах – нерациональное начало и даже иррационализм Ф. Ницше

В крайних формах – нерациональное начало и даже иррационализм

Ф. Ницше –

воля к власти
(фиксирует направленность и содержание воли)

Критика интеллекта и науки
(принцип кинематографа)

Жизнь непрерывна,
необратима, уникальна
«схватить» жизнь способно
непосредств. дух. освоение – инстинкт,
интуиция
А. Шопенгауэр - воля


Формирование «философии жизни»
О. Шпенглер
В. Дильтей,

А. Бергсон

Творческая эволюция

творение

важнейшая характеристика мира – длительность
(сущность переживет время)

Слайд 5

Проблема соотношения бытия и мышления в философии Мышление и бытие слиты

Проблема соотношения бытия и мышления в философии
Мышление и бытие слиты

(мифологическое сознание – до Сократа). ? Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство».
Мышление и бытие разделяются (От Сократа и Платона до рационализма Декарта). ? Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. «Эпоха определяющая человеческие сущности вне бытия».
Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.
Слайд 6

Экзистенциальная философия. От «философии жизни» → поворот к человеку (от сущности

Экзистенциальная философия.
От «философии жизни» → поворот к человеку (от сущности к

существованию)
- персонализм
- фил. антропология
- экзистенциализм
Особенно сильно в 30-60 е гг.
Нем. вариант: К.Ясперс, М.Хайдеггер
Фр. вариант: Ж.П.Сартр, А. Камю, Г.Марсель
+ Х. Ортега-и-Гассет
В центре – индивид (отчужденный от общества)
Существование предшествует сущности → задача каждого индивида стать человеком (обрести свою сущность)
От бытия человека – к бытию мира
Слайд 7

особенно в современности, где возникла угроза уничтожения человека отчуждение как всеобщая

особенно в современности, где возникла угроза уничтожения человека

отчуждение как всеобщая характеристика

человека в любом обществе
Задача философии в этой ситуации помочь человеку найти себя, смысл своей жизни в любых трагических ситуациях.
(антифашистская направленность, кроме Хайдеггера)

единица анализа:
человек в пограничной ситуации (выбор между жизнью и смертью)
В центре – индивид (отчужденный от общества)
страх и покинутость индивида

Слайд 8

он есть всегда проект, его удел быть всегда «в пути» к

он есть всегда проект,
его удел быть всегда «в пути» к своей

сущности

(нет предзаданной человеч. природы, индивид сам отвечает за свое становление в качестве человека)

«забота», «ответственность»

нет гарантированного прогресса, развитие всегда – дело рук индивидов
человек обречен на свободу (он и есть свобода)
реализуется через выбор

особенно эта суть (экзистенция) человека проявляется в ситуациях выбора между жизнью и смертью

Существование предшествует сущности → задача каждого индивида стать
человеком (обрести свою сущность)

Слайд 9

Позитивизм I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Позитивизм

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.
Представители:

Франция

– П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт

Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер

Германия – интерес к материализму

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

Меняется представление о материи, появляется идея об исчезновении материи

Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории причина и время – априорны.
Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер
– «Открытое общество и его враги».

III этап:

Слайд 10

все есть комплексы ощущений (элементов) в том числе и научные понятия

все есть комплексы ощущений (элементов)

в том числе и научные понятия
Пространство, время,

причинность и т.д.
принцип экономии мышления

«Второй позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Богданов)

Переосмысление подхода к миру классической науки
Физическое дано через психическое → т.е. через ощущения

(в конечном счете)

Слайд 11

Позитивизм (неопозитивизм). Критика метафизики → Попытка перестройки философии по образцу науки

Позитивизм (неопозитивизм).
Критика метафизики → Попытка перестройки философии по образцу науки (В

основном представители логико-математических наук).
«Венский кружок» М. Шлик, Р. Карнан
Львовско-Варшавская школа – Тарский, Лукасевич
Б. Рассел
Л. Витгенштейн
К. Поппер (ранний)
Чтобы приблизится к науке, философия должна выработать строгий и точный язык => будут преодолены бесконечные споры
Философские суждения нельзя проверить на опыте =>
нужно включать в философию только удостоверенное знание
Слайд 12

Нужно поэтому из философских суждений выводить следствия, вплоть до возможности их

Нужно поэтому из философских суждений
выводить следствия, вплоть до возможности
их

проверки наблюдениями.
«Молекулярные предложения» разлагаются на «атомарные»
(не связ. с опытом) (соотнос. с опытом)

Все предложения философии и науки
разделили:
– вообще не имеют смысла;
2– имеют смысл (но не научный)
3– имеют научный смысл → только они могут быть истинными или логичными
Суждения философии либо бессмысленны, либо вненаучны → новую философию необходимо очистить от них.
Задача философии – логический анализ языка (суждений) – с целью выявления бессмысленых и вненаучных суждений.
- критика и анализ естественного языка с целью придания ему строгости.

удостоверенное знание

знание фиксируется языком

Принцип верификации

Слайд 13

Русская философия ХIХ – нач. ХХ в. Особенности русской философии Славянофильство

Русская философия ХIХ – нач. ХХ в.

Особенности русской философии
Славянофильство и западничество
Философия

B. C. Соловьева
Русский космизм
Слайд 14

Особенности: Сильная приверженность религиозному влиянию Специфическая форма выражения философских мыслей –

Особенности:

Сильная приверженность религиозному влиянию
Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество
Целостность,

стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем
Большая роль проблем морали и нравственности
Конкретность
Слайд 15

Предмет русской философии Проблема человека Космизм Проблемы морали и нравственности Проблема

Предмет русской философии

Проблема человека
Космизм
Проблемы морали и нравственности
Проблема выбора исторического пути России

– между Востоком и Западом
Проблема власти

Проблема государства
Проблема социальной справедливости
Проблема идеального общества
Проблема будущего

Слайд 16

«Славянофилы» Хомяков А.С., Кириевский И.В., Самарин Ю.Ф. Основу исторического бытия России

«Славянофилы» Хомяков А.С., Кириевский И.В., Самарин Ю.Ф.

Основу исторического бытия России составляют

православие и общинный образ жизни;
Отличия в менталитете (соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада);
Любые попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагично.
Слайд 17

«Западники» Герцен А.И., Огарев Н.П., Белинский В.Г. Отдельного от остальной цивилизации,

«Западники» Герцен А.И., Огарев Н.П., Белинский В.Г.

Отдельного от остальной цивилизации, «уникального»

пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Слайд 18

Философия В.С. Соловьева Идея всеединства Идея нравственности Идея прогресса как всеобщей

Философия В.С. Соловьева

Идея всеединства
Идея нравственности
Идея прогресса как всеобщей связи поколений
Идея

Бога как выражения добра
Идея «богочеловека» жизненного пути личности
Идея Софии – всеобщей Божественной мудрости