Философия нового времени

Содержание

Слайд 2

Эпоха ранних буржуазных революций - XVII – XVIII вв. Социально –

Эпоха ранних буржуазных революций - XVII – XVIII вв.
Социально –

исторические условия:
мануфактура – господствующий тип производства
(с переходом к концу эпохи к промышленности → промышленная революция);
капитализм находит собственную основу для развития;
ранние буржуазные революции (изменение политической надстройки) - Нидерланды (1609), Англия (1640-1688);
мощная потребность в научных (естественнонаучных) знаниях.

В центре философского мировоззрения - наука

Слайд 3

«наукоцентризм» → гносеология – метод получения истинного знания Предмет теологии Предмет философии

«наукоцентризм» → гносеология – метод получения
истинного знания

Предмет теологии

Предмет философии

Слайд 4

Эмпиризм Ф.Бэкон (1561-1626) прагматическая ориентация науки («знание – сила»); индуктивный метод;

Эмпиризм

Ф.Бэкон (1561-1626)
прагматическая ориентация науки («знание – сила»);
индуктивный метод;
сущность

как источник заблуждений.

Идея «покорения природы», господства над природой

Дж. Беркли (1684-1753)
субъективный идеализм
Д. Юм (1711 – 1776)
агностицизм

Т. Гоббс (1588-1673)
номинализм
материализм
индивидуализм в теории общества
Дж. Локк (1632-1704)
эмпиризм
материалистические и идеалистические тенденции

Теории «общественного договора»

Слайд 5

Идолы рода (естественная и врожденная характеристика субъективности человека как рода) →

Идолы

рода (естественная и врожденная характеристика субъективности человека как рода) →

ограниченность ума, несовершенство чувств, антропоморфизм;
пещеры (идолы человека как индивида) → спец. условия жизни и воспитания («своя пещера»);
рынка (их источник: социальная жизнь, словесная коммуникация – слово искажает реальность) наиболее вредны;
театра (традиция, вера в авторитеты).

естеств. св-ва ума

приобретенные
св-ва

Слайд 6

Рационализм Р. Декарт (1596-1650) принцип сомнения (принцип очевидности); самосознание («мыслю –

Рационализм

Р. Декарт (1596-1650)
принцип сомнения (принцип очевидности);
самосознание («мыслю – следовательно

существую»)
основа построения нового знания;
дедуктивный метод (образец математика);
метафизика;
дуализм.

Б. Спиноза (1632-1677)
пантеизм;
учение об единой субстанции, ее атрибутах и модусах.
Г. Лейбниц (1646-1716)
множественность субстанций (монад);
учение о бессознательном;
«истины разума» и «истины факта».

Слайд 7

«Правила ума» (правило анализа): Любой объект раздели на максимально возможное количество

«Правила ума»

(правило анализа): Любой объект раздели на максимально возможное количество

простых составных частей, изучи каждую часть в отдельности.
(правило синтеза): Сложи из составных частей исходное состояние. Не останутся ли «запасные детали»?
Тщательно опиши каждый шаг анализа и синтеза. Это и будет твоим знанием об объекте.
(критерий достоверности): Достоверным (подлинным) знанием будет являться то, которое будет для меня абсолютно очевидным и ясным.
Слайд 8

2 субстанции Бытия: Res extensa (вещь протяженная, т.е. объект) – материя

2 субстанции Бытия:
Res extensa (вещь протяженная, т.е. объект) – материя
Res cogitans

(вещь мыслящая, т.е. субъект) – мышление.

Различие между этими субстанциями: мышление свободно, материя подчиняется законам вечным и неизменным.

Слайд 9

Наука Экспериментальное опытное естествознание Математизированное естествознание Эмпиризм (номиналистическая традиция) Рационализм (реалистическая

Наука

Экспериментальное
опытное естествознание

Математизированное
естествознание

Эмпиризм
(номиналистическая традиция)

Рационализм
(реалистическая традиция)

Теория познания (гносеология)

Истинное знание – из

опыта, из ощущений

Истинное знание дает только разум, ощущения – лишь материал для знания.

Борьба с метафизикой XVII в.

XVIII в. Эпоха просвещения:
- просветительская функция (ориентация на широкие массы)
- метафизический материализм (ориентация на механику)

Идеал человека: ученый, разумный
→ принципы естественного права

Теории «общественного договора»

Слайд 10

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ План 1. Общая характеристика немецкой классической философии 2.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План
1. Общая характеристика немецкой классической философии
2. Сущность и особенности

философии И. Канта
3. Диалектическая философия Гегеля
Метафизический материализм Л. Фейербаха
Слайд 11

Немецких философов отличают следующие принципы: Понимание роли философии как критической рефлексии

Немецких философов отличают следующие принципы:

Понимание роли философии как критической рефлексии по

отношению к человеческой жизнедеятельности.
Мысль оформилась в специальную систему дисциплин, идей и понятий, высоко профессиональную и крайне абстрактную.
Немецкая классическая философия проложила путь диалектическому методу мышления, разработала целостную диалектическую концепцию развития.
К истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии, считается возможным выделить некоторые закономерности истории.
Немецкая классика сосредоточена вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.
Слайд 12

Иммануил Кант (1724-1804) Два периода творчества: Докритический - 1746-1760 гг. «Всеобщая

Иммануил Кант (1724-1804)

Два периода творчества:
Докритический - 1746-1760 гг.
«Всеобщая естествен­ная история

и теория неба»
Критический - с 1770 г.
«Критика чистого разума»,
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»,
«Критика практического разума»,
«Критика способности суждения»
Слайд 13

Особенности философии И. Канта Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор,

Особенности философии И. Канта

Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий

способ познания и конструирующий предмет знания:
можем познать только то, что сами создали
рассудок диктует законы природе

Понятие трансцендентального субъекта

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта,
но не ограничивается им

Слайд 14

Кант различал: априорные формы чувственности — пространство и время; априорные формы

Кант различал:

априорные формы чувственности — пространство и время;
априорные формы

рассудка — категории (априорные формы мышления);
разум — абсолютно безусловное — идеи (высшая безусловная реальность, побуждает рассудок к деятельности).
Слайд 15

Категории Количество единство множество цельность Качество реальность отрицание ограничения Отношение м/д

Категории

Количество
единство
множество
цельность

Качество
реальность
отрицание
ограничения

Отношение
м/д субст. и св-вом
м/д предм. и действ.
взаимодействие

Модальность
Возможность действовать
необходимость

Слайд 16

Разум образует три идеи: 1) идею о душе как о безусловном

Разум образует три идеи:

1) идею о душе как о безусловном

единстве психических явлений;
2) идею о мире как о безусловном единстве бесконечного ряда причинно обусловленных явлений;
3) идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений.
Слайд 17

«Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением

«Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением

и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».
И. Кант
Слайд 18

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Основные труды: «Феноменология духа» «Наука логики» «Философия права».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Основные труды:
«Феноменология духа»
«Наука логики»
«Философия

права».
Слайд 19

Основные разделы философской системы: логика, философия природы, философия духа

Основные разделы философской системы:

логика,
философия природы,
философия духа

Слайд 20

В качестве субъекта знания у Гегеля выступает человеческая история как целое,

В качестве субъекта знания у Гегеля выступает человеческая история как целое,

как «объективный дух».

Вопрос об истинном и ложном знании Гегель связывает с историческим изменением знания. Тем самым вводится понятие относительной истины.

Слайд 21

тождество бытия и мышления Мышление — это не только субъективная, человеческая

тождество бытия и мышления

Мышление — это не только субъективная, человеческая

деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Абсолютная идея — тождество мирового разума с многообразным миром явлений, процесс мышления, содержащий в себе все многообразие действительности.

Слайд 22

Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» — человечество, человеческая

Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» — человечество, человеческая

история.

система -
это движение абсолютной идеи к самопознанию

метод — диалектика
рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.