Живопись 1 половины XIX в

Содержание

Слайд 2

Кипренский Орест Адамович Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова.

Кипренский Орест Адамович
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова.

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский.
О. Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века.

Автопортрет, 1828

Слайд 3

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был

выполнен портрет А. С. Пушкина. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина».
1827г

Слайд 4

О. Кипренский. Портрет Е. Д. Давыдова О. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского

О. Кипренский. Портрет Е. Д. Давыдова

О. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского

Слайд 5

Тропинин Василий Андреевич - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Тропинин Василий Андреевич - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Родился

в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь - Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать, имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу, вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

Автопортрет с кистями и палитрой
на фоне окна с видом на Кремль (1844)

Слайд 6

Тропинин Василий Андреевич Портрет А. С. Пушкина, 1827 «Кружевница» 1823

Тропинин Василий Андреевич
Портрет А. С. Пушкина, 1827


«Кружевница» 1823

Слайд 7

Владимир Лукич Боровиковский- российский художник украинец по происхождению, мастер портрета. Родился

Владимир Лукич Боровиковский- российский художник украинец по происхождению, мастер портрета. Родился

в семье казака. Отец, дядя, братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью.

Портрет художника
работы Бугаевского-Благодатного

Слайд 8

В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 В. Л. Боровиковский

В. Л. Боровиковский
Портрет М. И. Лопухиной, 1797

В. Л. Боровиковский
Портрет сестёр

А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802
Слайд 9

Венецианов Алексей Гаврилович- русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,

Венецианов Алексей Гаврилович- русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,

педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в XVIII в. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы. Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского.

Алексей Венецианов Автопортрет, 1811.

Слайд 10

А.Г. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина А.Г. Венецианов. Захарка

А.Г. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина


А.Г. Венецианов. Захарка

Слайд 11

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна


А.Г. Венецианов. На пашне. Весна

Слайд 12

Брюллов Карл Павлович - художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Брюллов Карл Павлович - художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников.

«Автопортрет», (1848).

Слайд 13

Портрет баснописца И. А. Крылова, 1839. Портрет В. А. Жуковского Карл Брюллов, 1837

Портрет баснописца
И. А. Крылова, 1839.

Портрет В. А. Жуковского
Карл Брюллов, 1837

Слайд 14

Последний день Помпеи, 1830-1833. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда

Последний день Помпеи, 1830-1833. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда

модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.
К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей», «Всадница» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.
Слайд 15

Всадница, 1832. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини, 1832

Всадница, 1832.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой,
удаляющейся с бала с приёмной

дочерью
Амацилией Паччини, 1832
Слайд 16

Александр Андреевич Иванов - русский художник, создатель произведений на библейские и

Александр Андреевич Иванов - русский художник, создатель произведений на библейские и

антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».
Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837-1857). В мае 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.

Портрет А. А. Иванова работы
С. П. Постникова

Слайд 17

«Явление Христа народу».

«Явление Христа народу».

Слайд 18

Федотов Павел Андреевич - русский живописец и график. Сын очень бедного

Федотов Павел Андреевич - русский живописец и график. Сын очень бедного

чиновника, В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств

П. А. Федотов. Автопортрет. 1848 г.

Слайд 19

Завтрак аристократа, 1851 Свежий кавалер, 1848

Завтрак аристократа, 1851

Свежий кавалер, 1848

Слайд 20

Сватовство майора, 1848

Сватовство майора, 1848

Слайд 21

Разборчивая невеста, 1847

Разборчивая невеста, 1847

Слайд 22

Скульптура Русская монументальная скульптура, развивавшаяся под знаком классицизма, в начале XIX

Скульптура

Русская монументальная скульптура, развивавшаяся под знаком классицизма, в начале XIX в.

переживала новый подъем.
Наиболее крупными представителями скульптуры этого периода были М.И. Козловский и И.П. Мартос

М.И. Козловский Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф

Слайд 23

Козловский Михаил Иванович, Родился в 1753 году в семье флотского трубача.

Козловский Михаил Иванович, Родился в 1753 году в семье флотского трубача.

Получил воспитание в Санкт-Петербургской академии художеств

Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге

Слайд 24

Иван Петрович Мартос П.О. Росси. Портрет Мартоса

Иван Петрович Мартос

П.О. Росси. Портрет Мартоса

Слайд 25

Иван Петрович Мартос Памятник Минину и Пожарскому на фоне Собора Василия Блаженного

Иван Петрович Мартос Памятник Минину и Пожарскому
на фоне Собора Василия

Блаженного
Слайд 26

Клодт Пётр Карлович - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон

Клодт Пётр Карлович - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон

Юргенсбург балтийско-немецкого происхождения. Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха.

Портрет Клодта в последние годы жизни

Слайд 27

Нарвские триумфальные ворота. Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на

Нарвские триумфальные ворота. Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на

скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.
После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
Слайд 28

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный

заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.
Слайд 29

«Укротители Коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

«Укротители Коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Слайд 30

Слайд 31

Памятник И. А. Крылову (1848-1855) в Летнем саду Памятник Николаю I,

Памятник И. А. Крылову (1848-1855)
в Летнем саду

Памятник Николаю I, П.

К. Клодт,
Н. А. Ромазанов, Р.К.Залеман; О.Монферран,
1856-1859, Исаакиевская площадь
Слайд 32

Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России

Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России

воздвижением в 1829 году Александровской колонны в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царя-Колокола в Москве в 1836 году Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым.

Огюст Монферран

Слайд 33

Он украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником, еще более художественно-цельным,

Он украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником, еще более художественно-цельным,

– Александровской колонной, возведение которой в центре Дворцовой площади (1829–1834) завершило ее ансамбль. Созданная в память победоносного окончания Отечественной войны, она стала самым большим в мире колонной-монументом, сочетающим монолитный массив темно-красного гранита с бронзовым скульптурным убранством.
Слайд 34

Архитектура Начало XIX в. стало временем расцвета русского ампира в архитектуре.

Архитектура

Начало XIX в. стало временем расцвета русского ампира в архитектуре. Ампир

(от фр. «империя») – сохранил основные черты классицизма: четкость плана, ордерную систему, строгую симметрию. Но добавил такие новые элементы как подчеркнутую монументальность, пышность, военную символику, образы военных трофеев в качестве элементов декора
Для ампира характерно создание не отдельно выдающихся зданий, а целостных городских ансамблей.
В Москве после пожара 1812 г. новая ампирная застройка велась по «Образцовым фасадам» Осипа Ивановича Бове
Слайд 35

Росси Карл Иванович - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

Росси Карл Иванович - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Карло Росси родился в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка.
Слайд 36

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Слайд 37

Михайловский дворец

Михайловский дворец

Слайд 38

Строительство здания казарм на участке между Марсовым полем, Миллионной улицей и

Строительство здания казарм на участке между Марсовым полем,
Миллионной улицей и

аптекарским переулком началось в 1817 году.
С 1819 года Павловский полк уже размещался здесь.
Главный фасад здания обращен к Марсово полю.
Слайд 39

В основе конструкции кровли театра - оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые

В основе конструкции кровли театра - оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые

К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.
К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Фасад
Александринского театра

Слайд 40

Улица Зодчего Росси (прежнее название - Театральная улица) - улица в

Улица Зодчего Росси (прежнее название - Театральная улица) - улица в

Центральном районе Санкт-Петербурга, ведёт от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы - по одному зданию.
Слайд 41

Андрей Никифорович Воронихин - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один

Андрей Никифорович Воронихин - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один

из основоположников русского ампира.
Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву.
В 1785 году Воронихин был отпущен на волю.
Слайд 42

Казанский собор, фотография 1890-х годов

Казанский собор, фотография 1890-х годов

Слайд 43

Собор Казанской иконы Божией Матери, Вид с Невского проспекта

Собор Казанской иконы Божией Матери, Вид с Невского проспекта

Слайд 44

Горный институт

Горный институт

Слайд 45

Бове Осип(Джузеппе) Иванович - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара

Бове Осип(Джузеппе) Иванович - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара

1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма. Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича.
Слайд 46

Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром

Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром

Слайд 47

Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной

Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной

войне 1812 года

Триумфальные ворота у
Тверской заставы (ныне у парка Победы)

Слайд 48

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы

России
в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура,
а в 1824-1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.