Живописцы Древней Руси. Дионисий.

Содержание

Слайд 2

Дионисий. В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека

Дионисий.

В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и

Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.
 Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Слайд 3

"Богоматерь Одигитрия« Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее

"Богоматерь Одигитрия«
Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная

поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Слайд 4

«Распятие» Несмотря на ужас страданий и смерти, «Распятие» – икона праздничного

«Распятие»
Несмотря на ужас страданий и смерти, «Распятие» – икона праздничного чина. Более

того, это наиболее значительный праздник, потому что распятие Христа – ключевое событие истории, открывшее человечеству совершенно новые истины. В этом событии и в этой теме сильнейший драматизм сочетается с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.
Слайд 5

При всей грандиозности темы иконография «Распятия» внешне немногословна и представляет нам

При всей грандиозности темы иконография «Распятия» внешне немногословна и представляет нам

лишь самые важные факты происходящего.
На фоне стены Иерусалима изображен распятый на кресте Христос. Крест воздвигнут на горе Голгофе, в пещере которой (это самая нижняя часть иконы, обозначающая преисподнюю) изображен череп Адама (по преданию, Христос был распят на месте погребения Адама).
По сторонам креста (в средней, земной части) – две симметричные группы фигур: слева Богоматерь и святые жены, справа Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин, которого распятие Христа обратило в христианскую веру. В верхней (небесной) части иконы фигуру Христа окружают крылатые ангелы.
Слайд 6

Необыкновенное живописное решение, которое в данной иконе создает внутреннее движение огромной

Необыкновенное живописное решение, которое в данной иконе создает внутреннее движение огромной

значимости и вызывает ощущение необычайности происходящего.
Прежде всего это движение задается по вертикали: вытянутостью самого формата, удлиненными пропорциями фигур, невероятно удлиненной фигурой Христа, ее мощным подъемом вверх. «Распятие» не может быть выражено, например, в квадрате, так как в самой теме очень большое вертикальное движение.
Вертикальное движение пронизывает все три символических пространства иконы, и его центральной осью как по форме, так и по образу является крест.
Слайд 7

Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты – цвет тела Христа, золотой

Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты – цвет тела Христа, золотой

фон и черный крест, драматически разрезающий золотое пространство.
Распятие Христа вызывает мысли не о его земной муке, а о высокой идее подвига Богочеловека.
Слайд 8

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества

Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Слайд 9

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.

Слайд 10

«О тебе радуется», Фрагмент фрески храма Ферапонтова монастыря. Фреска наполнена множеством

«О тебе радуется», Фрагмент фрески храма Ферапонтова монастыря.
Фреска наполнена множеством

фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род). Среди них - цари, патриархи, священнослужители, простой народ - женщины и мужчины. Все они прославляют Богоматерь, восседающую на престоле с младенцем на руках.
Слайд 11

Иконописный акафист Богородице "Акафист" - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери,

Иконописный акафист Богородице
"Акафист" - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери, прославляющих

ее в полных высокой поэзии символических образах. "Жанр" торжественно-прекрасного, "украшенного" лирического песнопения был наиболее созвучен творческой индивидуальности Дионисия.
Слайд 12

Николай Чудотворец

Николай Чудотворец

Слайд 13

Чудо в Канне Галилейской

Чудо в Канне Галилейской

Слайд 14

Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом

Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом

Слайд 15

Один из Вселенских соборов (в храме фрески всех семи Вселенских соборов).

Один из Вселенских соборов (в храме фрески всех семи Вселенских соборов).


Слайд 16

Каковы же особенности живописи Дионисия? Его цвета – сочетание золотистых, зеленых,

Каковы же особенности живописи Дионисия?

Его цвета – сочетание золотистых, зеленых, малиново-лиловых,

оливковых и белых тонов. Нарядные, написанные яркими красками иконы и фрески представляли идею торжества. Излюбленные сюжеты – праздники, многолюдные торжества, темы славы и величаний. Дионисий выписывал чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами. Идеально возвышенные образы, парящие фигуры. Использовал прием «пустого центра», помещая фигуры богоматери и Иисуса среди других персонажей.
Слайд 17

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально

насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы. - Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста. - Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.
Слайд 18

Слайд 19