Человек и природа

Содержание

Слайд 2

Антропоцен — неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой

Антропоцен

— неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности

воздействующей на дикую природу и играющей существенную роль в экосистеме Земли.
Метафора или новая геологическая эпоха?
https://ru.unesco.org/courier/2018-2/antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy
Слайд 3

https://ru.unesco.org/courier/2018-2/antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy Термин «антропоцен», придуманный американским биологом Юджином Ф. Стормером, получил широкое

https://ru.unesco.org/courier/2018-2/antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy
Термин «антропоцен», придуманный американским биологом Юджином Ф. Стормером, получил широкое распространение

в начале 2000 годов благодаря нидерландскому ученому и лауреату Нобелевской премии по химии Паулю Крутцену. Сегодня он фигурирует в заголовках около сотни научных изданий и статей и все чаще используется в средствах массовой информации. Уже сейчас с ним можно найти несколько тысяч цитат. Этим неологизмом описывают эпоху, в которой активность человека достигла настолько высокого уровня, что стала причиной биогеофизических изменений планетарного масштаба. В частности, Стормер и Крутцен отметили, что в результате антропогенного воздействия Земля начала выходить из относительного равновесия, в котором она находилась в эпоху голоцена, начавшегося 11 700 лет назад. Условной точкой отсчета новой эпохи они предложили считать 1784 год, когда совершенствование шотландским инженером Джеймсом Уаттом паровой машины Ньюмена позволило использовать ископаемое топливо и положило начало промышленной революции.
Слайд 4

«капиталоцен» Джейсон Мур капиталистическая индустриализация (1850-1950 гг.) Ряд ученых и антропологов

«капиталоцен» Джейсон Мур

капиталистическая индустриализация (1850-1950 гг.)
Ряд ученых и антропологов считают, что

он нуждается в корректировке, поскольку биогеофизические планетарные границы были пересечены по вине не столько человека вообще, сколько западного мира и определенной социально-экономической модели.
https://ru.unesco.org/courier/2018-2/antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy
Слайд 5

https://www.youtube.com/watch?v=MzFDB-M2Vyg

https://www.youtube.com/watch?v=MzFDB-M2Vyg

Слайд 6

экологический след человека уже сейчас на 50% превысил восстановительную и поглотительную

экологический след человека уже сейчас на 50% превысил восстановительную и поглотительную

способность планеты, а 80% населения Земли проживает в странах, экологический след которых вышел за пределы их биоемкости.
https://ru.unesco.org/courier/2018-2/antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy
Слайд 7

Экологический след по определению НПО Global Footprint Network этот термин обозначает

Экологический след
по определению НПО Global Footprint Network
этот термин обозначает «площадь биологически

продуктивной земной и водной поверхности, необходимой для производства ресурсов, потребляемых отдельными людьми и человеческими сообществами непосредственно или в рамках какой-либо деятельности, и для поглощения соответствующих отходов, учитывая существующие технологии и методы управления ресурсами».
Слайд 8

Автор: Data: Marc Imhoff/NASA GSFC, Christopher Elvidge/NOAA NGDC; Image: Craig Mayhew

Автор: Data: Marc Imhoff/NASA GSFC, Christopher Elvidge/NOAA NGDC; Image: Craig Mayhew

and Robert Simmon/NASA GSFC - https://visibleearth.nasa.gov/view.php?id=55167 (image link), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=233702
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Бернар Стиглер. Упраздненный индивид https://syg.ma/@lacanalia/biernar-stighlier-uprazdniennyi-individ-nieudobstvo-kultury-v-epokhu-psikhichieskoi-i-sotsialnoi-diezindividuatsii “Потребление — это интоксикация, в наши

Бернар Стиглер. Упраздненный индивид https://syg.ma/@lacanalia/biernar-stighlier-uprazdniennyi-individ-nieudobstvo-kultury-v-epokhu-psikhichieskoi-i-sotsialnoi-diezindividuatsii

“Потребление — это интоксикация, в наши дни

это становится очевидным”.
“Гипериндустриальное общество интоксицировано, и вопрос о его дезинтоксикации — важнейший политический вопрос. Интоксикация вызвана тем пресыщением, которому подвержены, прежде всего, так называемые высшие нервные функции, будь то способность суждения, восприятие или воображение, то есть интеллектуальная, аффективная и эстетическая жизнь. Именно здесь находится источник всей современной духовной нищеты. Назовем эти типичные для гипериндустриального общества формы страдания когнитивной и аффективной пресыщенностью”.
Слайд 12

Слайд 13

антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр)

антропоцентризм

(от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum
— центр)


Слайд 14

джейн Беннетт “пульсирующая материя” “Виталистический материализм, который отстаиваю я, отличается от

джейн Беннетт “пульсирующая материя”

“Виталистический материализм, который отстаиваю я, отличается от подобного

исторического материализма тем, что оказывает упорное сопротивление антропоцентризму. Я придаю особое значение (и даже сверхзначение) агентности нечеловеческих сил (действующих в природе, в человеческом теле и в человеческих артефактах), и моя цель состоит в том, чтобы бросить вызов нарциссическому рефлексу, сформировавшемуся в нашем языке и мышлении”.
Слайд 15

джейн Беннетт “пульсирующая материя” “Огромный объем товаров и сверхпотребительская привычка-необходимость выбрасывать

джейн Беннетт “пульсирующая материя”

“Огромный объем товаров и сверхпотребительская привычка-необходимость выбрасывать вещи,

заменяя их тут же другими, только скрывают от нас витальность материи”.
Большая чувствительность к окружающей и наполняющей нас безличной жизни - для осмотрительного вмешивания в экологию.
Слайд 16

тимоти мортон “Экология без природы” “Чтобы достичь полной экологической сознательности, нам

тимоти мортон “Экология без природы”

“Чтобы достичь полной экологической сознательности, нам необходимо

отказаться от термина «Природа», который я пишу с заглавной буквы, дабы подчеркнуть «ненатуральность», искусственность этого понятия. Я нигде не сталкиваюсь с Природой в моем феноменальном опыте. Я вижу кроликов, наблюдаю грозы, слышу, как мяукают кошки. Но я не вижу Природы и никоим образом не могу ее почувствовать”.
http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/252