Психология восприятия. Зрительная система

Содержание

Слайд 2

Тема 7. Зрительная система

Тема 7. Зрительная система

Слайд 3

Строение глаза

Строение глаза

Слайд 4

Сетчатка глаза (или сетчатая оболочка) – нейронный аппарат, состоящий из нескольких

Сетчатка глаза (или сетчатая оболочка) – нейронный аппарат, состоящий из нескольких

слоев нервных клеток, обеспечивающий первичную переработку оптической информации на периферии зрительной системы Многие авторы с полным основанием расценивают сетчатку как кусочек мозговой коры, вынесенной наружу.
Слайд 5

Строение сетчатки Фоторецепторы

Строение сетчатки

Фоторецепторы

Слайд 6

Фоторецепторы – светочувствительные клетки, в состав которых входят пигменты, разложение которых

Фоторецепторы – светочувствительные клетки, в состав
которых входят пигменты, разложение

которых под действием света приводит к
возникновению нервного возбуждения

Строение сетчатки

Слайд 7

Фоторецепторы Колбочки рецепторы дневного зрения, отвечающие за восприятие цвета Колбочки сосредоточены

Фоторецепторы Колбочки
рецепторы дневного зрения, отвечающие за восприятие цвета
Колбочки сосредоточены в

центральных участках сетчатки – в центральной ямке или области фовеа, их количество – 7 миллионов

Палочки
рецепторы ночного и
сумеречного зрения
Палочки рассеяны по всей поверхности сетчатки, их количество – 130 миллионов

Колбочки
рецепторы дневного
зрения, отвечающие за
восприятие цвета
Колбочки сосредоточены в центральных участках сетчатки – в центральной ямке или области фовеа, их количество – 7 миллионов

Строение сетчатки

Слайд 8

Строение сетчатки Плотность распределения палочек и колбочек по поверхности сетчатки

Строение сетчатки

Плотность распределения палочек и колбочек по поверхности сетчатки

Слайд 9

Фоторецепторы Строение сетчатки

Фоторецепторы

Строение сетчатки

Слайд 10

Биполярные клетки – принимают и передают дальше возбуждения от групп соседних

Биполярные клетки
– принимают и передают дальше возбуждения от
групп соседних

рецепторов

Горизонтальные клетки
– за счет своей разветвленной структуры объединяют
или тормозят возбуждения, возникающие в группах
рецепторов и биполярных клеток

Строение сетчатки

Слайд 11

Амакринные клетки – передают установочные влияния центральных отделов нервной системы на

Амакринные клетки
– передают установочные влияния центральных
отделов нервной системы на

светочувствительную
периферию

Ганглиозные клетки
– обеспечивают трансляцию зрительной
информации в центральные отделы мозга
Ответвления ганглиозных клеток объединяясь образуют зрительный нерв

Строение сетчатки

Слайд 12

Афферентные клетки – реагируют на частные признаки предметов, и дают возможность

Афферентные клетки
– реагируют на частные признаки предметов, и дают
возможность

зрительной коре выделять из
доходящей до нее информации огромное число
составляющих ее сообщений

Строение сетчатки

Слайд 13

Зрительные проводящие пути Перекрест или хиазма Правое полушарие Левое полушарие Нервные

Зрительные проводящие пути

Перекрест
или хиазма

Правое полушарие

Левое
полушарие

Нервные волокна, идущие от левой части

сетчатки обоих глаз

Зрительное сияние

Зрительная кора мозга

Средний
отдел мозга

Слайд 14

Тема 8. Восприятие цвета

Тема 8. Восприятие цвета

Слайд 15

Видимая часть спектра

Видимая часть спектра

Слайд 16

Характеристики цвета Субъективные - Светлота - Цветовой тон - Насыщенность Объективные

Характеристики цвета

Субъективные
- Светлота
- Цветовой тон
- Насыщенность

Объективные
- Яркость
Доминирующая
длина волны
-

Чистота цвета
Слайд 17

Характеристики цвета Субъективные Светлота (видимая яркость) свойство зрительного ощущения, согласно которому

Характеристики цвета

Субъективные
Светлота
(видимая яркость)
свойство зрительного
ощущения, согласно
которому

предметы
кажутся испускающими
больше или меньше
света

Объективные
Яркость
величина,
определяющая
интенсивность светового
раздражения, равная
силе света с единицы
поверхности:
В=I/S

Слайд 18

Характеристики цвета Восприятие светлоты Физическая яркость света Состояние адаптации зрительной системы

Характеристики цвета

Восприятие светлоты

Физическая яркость
света

Состояние адаптации
зрительной системы

Длина
волны
света

Размеры и время действия

раздражителя
Слайд 19

Характеристики цвета Изменение физической яркости света приближение исходного цвета к белому

Характеристики цвета

Изменение физической яркости света
приближение
исходного цвета к
белому

или черному

С ростом физической яркости видимая яркость изменяется медленно

Слайд 20

Темновая адаптация Изменение нижнего абсолютного порога яркости в ходе зрительной темновой

Темновая адаптация

Изменение нижнего абсолютного порога яркости
в ходе зрительной темновой адаптации:


I - тестирование белым светом, II - тестирование красным светом

Благодаря адаптации диапазон воспринимаемых яркостей охватывает огромную область от совершенно темного до слепяще яркого света
(от 10-4 до 106 нит)

Слайд 21

Спектральная чувствительность При дневном освещении максимум спектральной чувствительности приходится на длину

Спектральная чувствительность

При дневном освещении максимум спектральной чувствительности приходится на длину

волны 555 нм, в темноте он сдвигается в коротковолновую часть видимого спектра к длине волны 510 нм

Кривые спектральной чувствительности глаза в темноте (а) и на свету (б)

Слайд 22

Пространственная суммация влияние размеров и времени действия раздражителя выражается в увеличении

Пространственная суммация
влияние размеров и времени действия
раздражителя выражается в

увеличении
его видимой яркости с увеличением
величины раздражителя или длительности
его предъявления

Светлота раздражителя остается неизменной, если с уменьшением его яркости одновременно увеличивается его площадь или время его предъявления

Слайд 23

Одновременный или пространственный заключается в обнаружении зрительной системой различий яркости между

Одновременный или пространственный
заключается в
обнаружении
зрительной
системой

различий
яркости между
соседними участками
зрительного поля

Яркостный контраст

Последовательный
выступает в виде последовательных образов (зрительных ощущений света, продолжающихся некоторое время после окончания действия раздражителя

Слайд 24

Одновременный или пространственный Яркостный контраст Серый квадрат на черном фоне кажется

Одновременный или пространственный

Яркостный контраст

Серый квадрат на черном фоне кажется светлее,

чем такой же квадрат на светлом фоне
Слайд 25

Одновременный или пространственный Яркостный контраст На восприятие яркостного контраста влияет сознательная установка наблюдателя

Одновременный или пространственный

Яркостный контраст

На восприятие яркостного контраста влияет сознательная установка

наблюдателя
Слайд 26

Острота зрения Яркостный контраст способность видеть два близко расположенных объекта раздельными

Острота зрения

Яркостный контраст

способность видеть
два близко
расположенных

объекта
раздельными

Острота зрения, при которой замечаются интервалы между объектами, величиной в одну угловую минуту, считается нормальной

Изменение остроты зрения в зависимости от яркости фона и типа тест-объектов

Слайд 27

Характеристики цвета Субъективные Цветовой тон качественная характеристика, в отношении которой цвет

Характеристики цвета

Субъективные
Цветовой тон
качественная
характеристика, в
отношении которой

цвет материала можно
приравнять к одному из
спектральных цветов

Объективные
Доминирующая
длина волны
длина волны
спектрального
излучения, которая
определяет цветность
поверхности

Слайд 28

Цветовой круг Длина волны определяет цветовой тон, но цветовой тон не

Цветовой круг

Длина волны определяет цветовой тон,
но цветовой тон не

определяет длину волны. Одному и тому же цветовому тону соответствует множество комбинаций монохроматических раздражителей
Слайд 29

Зрительная система способна различать очень тонкие оттенки цветового тона. Общее число

Зрительная система способна различать очень тонкие оттенки цветового тона. Общее

число различных оттенков монохроматических тонов достигает 150—200

Характеристики цвета

Слайд 30

Законы смешения цветов - Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой

Законы смешения цветов

- Для каждого цветового тона существует
дополнительный

цветовой тон, смешение с
которым дает ощущение нейтрального серого
цвета
При смешении двух цветов, лежащих на цветовом
круге ближе, чем дополнительные, цветовой тон
смеси расположен посередине между
смешиваемыми цветами
Одинаково выглядящие цвета, независимо от
своего спектрального состава, дают при
смешении одинаковые по цветовому тону смеси
Слайд 31

Законы смешения цветов Пропорции красного (650 нм), зеленого (530 нм) и

Законы смешения цветов

Пропорции красного (650 нм), зеленого
(530 нм) и синего

(460 нм) цветов, необходимые для получения всех цветовых тонов спектра

С помощью любых трех цветов, не являющихся дополнительными, можно получить любой цветовой тон

Слайд 32

Характеристики цвета Субъективные Насыщенность степень выраженности цветового тона, т. е. степень

Характеристики цвета

Субъективные
Насыщенность
степень выраженности
цветового тона, т. е.
степень

отличия
хроматического цвета
от ахроматического той
же светлоты

Объективные
Чистота цвета
отношение величины
яркости монохроматического
излучения к суммарной
яркости монохроматического
и белого излучений,
необходимых для
воспроизведения данного
цвета

Слайд 33

Характеристики цвета Насыщенность зависит от яркости стимулов – она максимальна для

Характеристики цвета

Насыщенность зависит от яркости стимулов –
она максимальна для

средних уровней освещенности и падает как при увеличении, так и при уменьшении яркости, вплоть до полного обесцвечивания
Слайд 34

Цветовая адаптация выражается в общем или локальном уменьшении воспринимаемой величины насыщенности

Цветовая адаптация
выражается в общем или локальном уменьшении
воспринимаемой величины

насыщенности
цветового тона при его длительном
рассматривании и в одновременном
возрастании видимой насыщенности
дополнительного цвета
Цветовой последовательный контраст
проявляется в виде цветовых последовательных
образов, окрашенных в цвет, дополнительный к
видимому
Слайд 35

Цветовое тело Каждое горизонтальное сечение цветового тела является цветовым кругом для данного уровня видимой яркости

Цветовое тело

Каждое горизонтальное сечение цветового тела является цветовым кругом для

данного уровня видимой яркости
Слайд 36

Теории цветовых ощущений Трехкомпонентная теория Т. Юнг Г. Гельмгольц Теория противоцветов Э. Геринг

Теории цветовых ощущений

Трехкомпонентная теория
Т. Юнг
Г. Гельмгольц

Теория
противоцветов
Э. Геринг

Слайд 37

Теории цветовых ощущений Трехкомпонентная теория Число различных рецепторов цвета в сетчатке

Теории цветовых ощущений

Трехкомпонентная теория
Число различных рецепторов цвета в сетчатке должно

быть невелико. Поскольку все цвета могут быть получены с помощью смешения трех основных, была выдвинута гипотеза, что в сетчатке существуют три типа рецепторов, чувствительных к синему, зеленому и красному цветам
Слайд 38

Теории цветовых ощущений Теория противоцветов В сетчатке находятся три цветочувствительных субстанции,

Теории цветовых ощущений

Теория противоцветов
В сетчатке находятся три цветочувствительных субстанции, их

разложение приводит к восприятию белого, зеленого и желтого цветов, а восстановление, соответственно, к восприятию черного, красного и синего цветов