Политические и правовые взгляды Древнего Китая Работу выполнили Пустовая Анастасия, Мятлик Елена, группа Ю-103

Содержание

Слайд 2

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э.

В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю.
Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных плановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
Слайд 3

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий,

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий,

которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы.

Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Слайд 4

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в.

до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Даосизм (кит. дао цзя, дао цзяо — школа дао, учение дао)

Слайд 5

Идеология раннего даосизма отражала: воззрения общинной верхушки и части знати, их

Идеология раннего даосизма отражала:
воззрения общинной верхушки и части знати,
их

протест против чрезмерного обогащения правителей,
усиления чиновничьего аппарата
расширения государственной деятельности.

Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

!

Слайд 6

В основе учения лежит понятие "дао". Оно было заимствовано из традиционных

В основе учения лежит понятие "дао". Оно было заимствовано из традиционных

китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба.
Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.
Слайд 7

Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным

Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным

желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.
Слайд 8

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с

умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ.

"Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится".

Слайд 9

Легизм Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший

Легизм

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший

представитель раннего легизма — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н.э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").
Слайд 10

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о

технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков.
От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной".

Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.

Слайд 11

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В

области управления предлагалось
сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя,
лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников
упразднить передачу должностей по наследству.

На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

Слайд 12

Конфунцианство Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.) защищал интересы

Конфунцианство

Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.) защищал интересы слоев, стремившихся

примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы»
Основными категориями конфуцианства являются понятия
благородного мужа,
человеколюбия и правил ритуала.
Слайд 13

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем

— "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".
Слайд 14

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно

человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание.

Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе".

Слайд 15

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей

системы управления.
Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей.
"Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — значит поступать правильно".
В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.