Презентация Критическая Социология Франкфуртской школы

Содержание

Слайд 2

Франкфуртская школа складывается в самостоятельное направленеие в 30-40-е гг. XX столетия

Франкфуртская школа складывается в самостоятельное направленеие в 30-40-е гг. XX столетия

на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Эта школа не только объединила в своих рядах многих выдающихся ученых — философов, психологов, историков, культурологов, но и при всем разнообразии точек зрения и научных склонностей своих членов вошла в историю обществознания как достаточно цельная критическая теория — критическая социология.
Слайд 3

Критическая социология: во-первых, как критическая социология учение франкфуртцев определенным образом противостоит

Критическая социология:

во-первых, как критическая социология учение франкфуртцев определенным образом противостоит "традиционной

теории", исходящей из дуализма: познающий субъект — объективная реальность (субъект — объект), тогда как на самом деле общество, по мнению франкфуртцев, представляет собой одновременно и "субъект" и "объект" (т.е, тождество того и другого);

во-вторых, все без исключения представители рассматриваемой школы выступали как горячие и убежденные критики современного капиталистического общества.

Слайд 4

Идейными, социально-философскими истоками многообразных исследований, научно-теоретических работ, сделанных франкфуртцами, служат марксизм, фрейдизм, экзистенциализм.

Идейными, социально-философскими истоками многообразных исследований, научно-теоретических работ, сделанных франкфуртцами, служат марксизм,

фрейдизм, экзистенциализм.
Слайд 5

За свою историю франкфуртская школа пережила три периода, которые характеризуются не

За свою историю франкфуртская школа пережила три периода, которые характеризуются не

только временными рамками, но и научной тематикой, приоритетными вопросами, а также персональным лидерством. 

1 период – ЕВРОПЕЙСКИЙ
Представитель – М. ХОРКХАЙМЕР

2 период – АМЕРИКАНСКИЙ
Представитель – Т. Адорно

3 период – ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЙ
Представитель – Г. Маркузе

Слайд 6

Европейский период. Хоркхаймер. Хоркхаймер и его последователи и ученики пытались создать

Европейский период. Хоркхаймер.

Хоркхаймер и его последователи и ученики пытались создать такую

социологическую теорию, которая, с одной стороны, преодолела бы разрыв между эмпирической социологией и философской теорией (философией истории), а, с другой стороны, наследовала бы диалектику Маркса.

Хоркхаймер и его ученики ориентировались на "критику буржуазной политической экономии" Маркса и пытались дать "критику буржуазной социологии", а в широком плане — всего современного общества, причем критика замышлялась как всеобщая, тотальная. Такой подход нашел отражение в понятии "тотальное отрицание", которое широко представлено в идеях и положениях франкфуртских ученых.

Слайд 7

Следующей важной особенностью франкфуртской школы является ее связь с фрейдизмом и

Следующей важной особенностью франкфуртской школы является ее связь с фрейдизмом и

неофрейдизмом.
Эта связь отчетливо проявляется, в частности, в творчестве известного социолога Фромма, много лет сотрудничавшего с франкфуртцами.
Для примера возьмем разработку проблем деструктивного поведения. Отвергая инстинктивно-биологическое объяснение, ученый предлагает социологическую интерпретацию разрушительных действий человека (деструкции), и именно невозможностью в условиях современного общества реализовать творческие потенции, что составляет смысл человеческой жизни 

Макс Хоркхаймер

Слайд 8

Американский период. Адорно. "Американский" период начинается тогда, когда вторая мировая война

Американский период. Адорно.

"Американский" период начинается тогда, когда вторая мировая война вынуждает

франкфуртцев перебраться из Европы в США.
В этот период на одно из первых мест в социологических исследованиях членов этой школы выдвигается блок проблем, связанных с феноменом авторитаризма, к чему в немалой степени побуждали война, фашистское государство в Германии, личность фюрера и его приспешников. 

Хоркхаймер и Адорно на встрече в Гейдельберге

Слайд 9

В 1950 г. группа авторов во главе с Т. АДОРНО (1903—1969)

В 1950 г. группа авторов во главе с Т. АДОРНО (1903—1969)

выпустила в свет фундаментальный труд "Авторитарная личность", содержащий социологический и психологический материал, позволяющий охарактеризовать тип личности, порождаемый тоталитарными режимами, "фашизоидным" обществом.

Среди этих черт авторы выделяют
консерватизм,
агрессивность,
властность,
ненависть к интеллигентности,
стереотипность мышления,
конформизм, ненависть к представителям других этнических групп и пр.
В предисловии к книге Хорхаймер писал об авторитарной личности как новом антропологическом типе, возникшем в XX веке. 

Слайд 10

Все "буржуазное просвещение" характеризуется как "миф XX столетия". Это великое заблуждение

Все "буржуазное просвещение" характеризуется как "миф XX столетия". Это великое заблуждение

— считать современное общество свободным, демократическим, просвещенным. На самом деле оно "больное". В нем господстзуют коллективное безумие, массовая паранойя. 

Адорно и его соавторы разработали типологию авторитарной личности; были выведены конвенционалистский, садомазохистский, причудливый, меланхолический и манипулятивный типы. 

Слайд 11

Западногерманский период. Маркузе. Связан с возвращением на родину после второй мировой

Западногерманский период. Маркузе.
Связан с возвращением на родину после второй мировой войны

целого ряда видных прдставите-лей франкфуртской школы.
В этот период особо заявляют о себе такие исследователи, как Г. Маркузе и Ю. Хабермас. 

Г. Маркузе

Ю. Хабермас

Слайд 12

Центральный вопрос, который интересует Г. МАРКУЗЕ (1898 —1979), — о причинах

Центральный вопрос, который интересует Г. МАРКУЗЕ (1898 —1979), — о причинах

"болезни" современного общества и поиски выхода из кризисного состояния буржуазной культуры.

Еще в "американский" период Маркузе выпускает в свет книгу "Разум и революция". Затем следуют "Эрос и цивилизация", "Одномерный человек", "Эссе об освобождении", "Контрреволюция и бунт" и др.

Как видно из названий основных работ Маркузе, социологические взгляды автора имеют ярко выраженную политическую окраску.

Слайд 13

Рассуждения Маркузе Современное, по терминологии Маркузе, "позднекапиталистическое общество" формирует у личности

Рассуждения Маркузе

Современное, по терминологии Маркузе, "позднекапиталистическое общество" формирует у личности "одномерную

структуру влечений".
Иначе говоря, в условиях современного "рационализированного", "бюрократизированного" общества, в условиях "репрессивной цивилизации" формируется определенный тип личности.

«ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
(С ОТРОФИРОВАННЫМ СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЕМ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)

Слайд 14

Заключение, по поводу движущих сил современной революции "Люди с одномерной структурой

Заключение, по поводу движущих сил современной революции

"Люди с одномерной структурой влечений"

не способны на какие-нибудь радикальные преобразования. И если в свое время Маркс связывал революционные изменения общества с рабочим классом (пролетариатом), в современных условиях способность к социальной критике переходит к тем, кто еще не "устоялся", не "закоснел".

К таковым относятся юноши (школьники и студенты в возрасте от 17 до 25 лет) — их называют "фрейдовским пролетариатом", различные маргинальные слои общества, аутсайдеры, люмпены и пр., одним словом, все, кто "выпадает" из современного "коррумпированного цивилизацией" общества.

Слайд 15

Маркузе отрицает роль партий как организатора и руководителя политической борьбы, отказывается

Маркузе отрицает роль партий как организатора и руководителя политической борьбы, отказывается

от легальных методов и форм переустройства общества, рассматривая их всего лишь как "парламентскую игру".
Главную ставку он делает на "Великий Отказ" — "абсолютное отрицание" современного Общества и современной "репрессивной культуры".

Ложноромантическая теория Маркузе нашла отклик среди определенной части западной молодежи. Маркузе стал идейным вождем движения «новых левых», представители которого возлагали главные надежды на террор, насилие, "экспорт революции" и т.д.