Стадии социального развития и модернизация общества. Ценности в постиндустриальном обществе

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам

Модернизация

– это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным .


Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация.
Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.
По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

КОГДА И КАК ПРОИСХОДИТ МОДЕРНИЗАЦИЯ 1-я волна модернизации – 19-20 века

КОГДА И КАК ПРОИСХОДИТ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1-я волна модернизации – 19-20 века –


переход к индустриальному обществу
2-я волна модернизации - конец 20-21 век –
постиндустриальная экономика
общество
ПОСТ-ТРУДА,
ПОСТ-ДЕФИЦИТА,
ПОСТ-РЕСУРСНАЯ ЭКОНОМИКА
Слайд 10

Кто был двигателем социальных изменений в период первой волны модернизации?

Кто был двигателем социальных изменений в период первой волны модернизации?

Слайд 11

Кто является двигателем социальных изменений в период второй волны модернизации?

Кто является двигателем
социальных изменений
в период второй волны
модернизации?

Слайд 12

«Тихая революция» - Р.Инглхарт

«Тихая революция» - Р.Инглхарт

Слайд 13

Роналд Инглхарт Профессор Мичиганского университета Автор теории модернизации Один из основателей

Роналд Инглхарт

Профессор Мичиганского университета
Автор теории модернизации
Один из основателей Euro-Barometer
Президент World Values

Survey Association
с 1981г. измеряет ценностные ориентации около 100 стран, в том числе и России
Слайд 14

В рамках "Всемирных обзоров ценностей" исследуется гипотеза о том, что системы

В рамках "Всемирных обзоров ценностей" исследуется гипотеза о том, что системы

убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические, политические и социальные последствия.
В ТЕОРИИ ИНГЛХАРТА нет экономического ИЛИ культурного детерминизма: наблюдения и выводы сводятся к тому, что связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной, но точная зависимость неопределенна.
Слайд 15

Подход Инглхарта В подходе Р. Инглхарта ценности культур располагаются по двум

Подход Инглхарта

В подходе Р. Инглхарта ценности культур располагаются по двум осям:


1) ценности выживания / ценности самовыражения
и
2) традиционные / секулярно-рациональные ценности.
Общества, где преобладают ценности "выживания", отличаются относительно низким уровнем личного благосостояния, невысокими показателями здоровья населения, отсутствием межличностного доверия, нетерпимостью к инакомыслящим, невниманием к равенству полов, повышенным интересом к материальным аспектам жизни, верой в могущество науки и техники, игнорированием природоохранной проблематики, готовностью поддерживать авторитарные режимы.
Слайд 16

Ценности самовыражения Общества, выдвигающие на первый план ценности "самовыражения", по всем

Ценности самовыражения

Общества, выдвигающие на первый план ценности "самовыражения", по всем перечисленным

позициям придерживаются противоположных взглядов. Противопоставление "традиционного" и "секулярно-рационального" отражает контраст между теми обществами, в которых главную роль играет религия, и теми, в которых она имеет мало влияния.
Слайд 17

Традиционалистский полюс Общества, пребывающие на традиционалистском полюсе, поощряют религию, абсолютные стандарты

Традиционалистский полюс

Общества, пребывающие на традиционалистском полюсе, поощряют религию, абсолютные стандарты и

устоявшиеся семейные ценности. В постиндустриальном обществе наука и знания превращаются в производительную силу, что делает очевидной корреляцию между образованием и достатком и повышает социальный статус их носителей.
Это в свою очередь изменяет отношение человека к информации, в сторону которой смещается потребление, что стимулирует генерацию новых знаний.
Слайд 18

Слайд 19

«Россия - уникальный случай. Здесь уровень счастья гораздо ниже, чем должен

«Россия - уникальный случай. Здесь уровень счастья гораздо ниже, чем должен

быть при существующем положении дел» (Рональд Инглхарт). Если в странах Запада, при относительно хорошем уровне безопасности и материальной обеспеченности жизни, основным источником счастья являются личные свободы и права граждан, в России счастье заключается в деньгах, материальном достатке.
Это объясняется затянувшимися последствиями глубокого кризиса, последовавшего за развалом СССР, когда уровень благосостояния большинства населения страны резко упал и людей больше занимает не свобода, а "ценности выживания».
Российский социолог Э. Понарин указывает, что Россия находится почти на «полюсе жадности и подозрительности... Жадность, потому что каждая лишняя копейка повышает шансы выживания, а подозрительность, потому что присутствует боязнь чужих, от которых можно ожидать все, что угодно."
Слайд 20

Свобода выбора и ощущение счастья Увеличение безопасности существования ведет к увеличению

Свобода выбора и ощущение счастья

Увеличение безопасности существования ведет к увеличению свободы

выбора, которую люди начинают ценить не меньше денег
Наличие свободы выбора в такой ситуации повышает уровень счастья
Люди хотят участвовать в социально значимой деятельности, решать интересующие их проблемы.
ЛЮДЯМ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА НУЖНА ПАРТИСИПАТОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ НЕХВАТКА ОЩУЩАЕТСЯ КАК КРИЗИС
Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

ДЕМОКРАТИЯ Наличие или отсутствие конкурентных выборов Деятельность правительства, устройство государства Политическое

ДЕМОКРАТИЯ

Наличие или отсутствие конкурентных выборов
Деятельность правительства, устройство государства
Политическое участие, возможность граждан

участвовать в управлении
Политическая культура (привычка участвовать в выборах)
Гражданские свободы