Античная философия

Содержание

Слайд 2

Античная философия 1этап- архаический с VII по V вв. до н.э.

Античная философия

1этап- архаический с VII по V вв. до н.э.
2

этап- классический V-IV вв. до н.э.
3 этап- эллинистический (с похода эллинов на Восток) с III по II вв. до н.э.
4 этап – римский (1 в. до н.э.-II в. н.э.)
Слайд 3

Фалес из Милета Философ, политический деятель, ученый. Бывал в Египте, Персии,

Фалес из Милета

Философ, политический деятель, ученый. Бывал в Египте, Персии, Индии.
В

585 г. до н. э. предсказал солнечное затмение и прославился этим на всю Грецию.
В рамках милетской школы впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
Стойхейон – элемент, ядро, основа
Архэ – первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей.
«Вода» - это и стойхейон, и архэ.
Земля плавает в бесконечной воде и имеет форму диска
Слайд 4

Фалес Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее

Фалес

Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего –

мир, ибо он сотворение бога.
Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.
Быстрее всего – ум,
ибо он обегает все.
Сильнее всего –
неизбежность,
ибо она властвует всем.
Мудрее всего – время,
ибо оно раскрывает все
Слайд 5

Пифагор с острова Самос В чем состоит мировая основа? Все вещи

Пифагор с острова Самос

В чем состоит мировая основа?
Все вещи можно

посчитать.
Понятно, что птица – не рыба, дерево – не камень и так далее.
Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев.
Числом можно все выразить или описать.
Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является связующей нитью, единой объединяющей основой,
число можно назвать первоначалом мира.
Слайд 6

Пифагорейское учение В арифметике основные числа: 1, 2, 3, 4. В

Пифагорейское учение

В арифметике основные числа:
1, 2, 3, 4.
В геометрии:
1-

точка;
2- прямая (определяется двумя точками)
3 – квадрат (определяется тремя точками)
4 – куб - пространственная фигура
Сумма (1+2+3+4)=10.
10 - идеальное число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.
Слайд 7

Гераклит из Эфеса Гераклит происходил из царско-жреческого рода, власть которого была

Гераклит из Эфеса

Гераклит происходил из царско-жреческого рода, власть которого была свергнута

в Эфесе демократией.
«Он был высокомудрым, как
никто, и всех презирал:
«Многознание уму не
научает, а не то научило бы
Гесиода и Пифагора, равно
как и Ксенофана с Гекатеем»
( Диоген Лаэртский).
Слайд 8

Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей Центральным мотивом

Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей

Центральным мотивом учения

Гераклита был принцип – «все течет» (панта реи).
В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем.
Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере.
Слайд 9

Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств Чувства говорят нам о

Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств

Чувства говорят нам о том,

что все возникает и уничтожается.
Представим себе возникновение не чувствами, а разумом.
Допустим, что-то возникло.
Обозначим его условно буквой А.
Из ниоткуда оно возникнуть не могло.
Значит, появилось откуда-то, из чего-то другого.
Из чего? Обозначим это другое буквой В.
Из некого В возникло некое А.
Но это значит, что А уже содержалось в В,
в В было какое-то не-В, следовательно, В являлось собой и одновременно не являлось собой
Слайд 10

Парменид : «Бытие есть, небытия же нет» Если что-то есть, то

Парменид : «Бытие есть, небытия же нет»

Если что-то есть, то оно

есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность вытекает из самого понятия Бытия и является его первым и наиболее существенным признаком.
Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет.
Слайд 11

Апории(парадоксы) Зенона «Дихотомия (деление пополам)». Допустим, телу надо пройти из точки

Апории(парадоксы) Зенона

«Дихотомия (деление пополам)».
Допустим, телу надо пройти из точки А

в точку В.
Перед тем, как оно пройдет свой путь,
ему сначала требуется пройти половину данного пути,
а еще раньше – четверть его,
а еще раньше - 1/8 этого пути,
а перед тем – 1/16,
а еще раньше - 1/32
и так сколь угодно долго.
Получается, что телу требуется пройти бесконечное количество отрезков.
Возможно ли пройти бесконечность?
Слайд 12

Гераклит Эфесский Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда

Гераклит Эфесский

Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда ни

на чем не останавливается.
Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного, является беспорядочным и хаотичным.
Но только таким он и может быть.
Изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.
Слайд 13

Хаос и Логос Хаос – это главный принцип мироустройства Логос -

Хаос и Логос

Хаос – это главный принцип мироустройства
Логос - это

главный закон мироустройства
Высший закон всего заключается в том, что мироустройство является хаотичным.
Но закон - это нечто стабильное и упорядоченное.
Парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности.
Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения.
Слайд 14

Бытие и движение Все в мире находится в движении, изменяется и

Бытие и движение

Все в мире находится в движении, изменяется и делится

на части (Гераклит),
но Бытие может существовать только как неделимое и неизменное (Парменид и Зенон).
Бытие вечно, а значит не может быть делимым, так как то, что состоит из частей, существует не всегда (если части вместе, оно существует, если же они разъединятся, его не будет).
Слайд 15

Демокрит Существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше. Будучи

Демокрит

Существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше.
Будучи неделимой,

она не может уничтожиться, потому что не состоит из частей, на которые может распасться.
Она существует вечно, следовательно, и является действительной основой Бытия, его носителем, представляет самое Бытие.
Делимое по-гречески звучит как «томoс»
Отрицательная частица в греческом – «а».
Поэтому неделимое – это «aтомос» или
«атом».
Слайд 16

Атом и Пустота Всё, что мы видим вокруг себя, не является

Атом и Пустота

Всё, что мы видим вокруг себя, не является настоящей

реальностью.
Реальность - невидимый нами мир атомов и пустоты.
Всё, что мы воспринимаем чувственно – фантом, мираж, иллюзия.
Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни воздуха, нет растений и животных, нет ни холодного, ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни зеленого, нет вообще ничего, а нам только кажется, что всё это есть.
Единственно и действительно существуют только атомы и пустота.
Слайд 17

1этап:От природы к человеку Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи

1этап:От природы к человеку

Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и

ее форм.
Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура?
Что есть Бытие?
Что есть первооснова мироздания?
Что есть часть и целое?
Слайд 18

Слайд 19

Софисты - платные учителя мудрости Субъективизм «Человек - есть мера всех

Софисты - платные учителя мудрости

Субъективизм
«Человек - есть мера всех вещей»

(Протагор).
Все зависит только от конкретного человека, который и выступает критерием истины.
Ничего общего и обязательного для
всех не существует, равно как и
единых принципов или законов.
Релятивизм
«Это и так и не так одновременно».
Всё можно и доказать и опровергнуть, противоположные суждения
совершенно равносильны.
Слайд 20

Можем ли мы о мире что-либо узнать? Или наш удел –

Можем ли мы о мире что-либо узнать? Или наш удел –

оставаться в полном неведении? И потому полагать истинным то, что кажется нам таковым?

Софист Горгий Леонтийский:
во-первых, ничего нет;
во-вторых, если что-то и существовало, то оно было бы непознаваемым;
в-третьих, если кто-то и смог что-либо познать, то не мог бы передать полученное знание другому.
агностицизм(гносис – знание, а – отрицательная частица в греческом) – тезис о непознаваемости мира:
скептицизм (от греческого скептомай – сомневаюсь) – сомнение в возможности познания мира

Слайд 21

Сократ Афинский Истина, так же, как Солнце в небе, всё освещающее

Сократ Афинский

Истина, так же, как Солнце в небе,
всё освещающее

и всех согревающее,
может быть только одна.
Она едина для всех,
общеобязательна и объективна,
то есть существует вне нас
и независимо от наших желаний.
Слайд 22

«Я знаю, что ничего не знаю» Наше неведение истины совершенно не

«Я знаю, что ничего не знаю»

Наше неведение истины совершенно не означает,

что ее нет.
Мы просто не знаем, какая она(истина), и насущной задачей каждого человека и является поиск реально существующей, единой для всех, но неизвестной вполне истины.
Причем искать ее любой из нас должен самостоятельно, потому что ни один авторитет, каким бы уважаемым он ни являлся, не может точно знать, какова истина и на данном основании вести за собой других.
Слайд 23

Поиск истины Самостоятельный поиск всегда чреват сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями,

Поиск истины

Самостоятельный поиск всегда чреват сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями, но

только подобным способом – тернистым и многотрудным – человек может если не обрести истину, но хотя бы приблизиться к ней.
Данный метод получил название эвристического(от греч. эвриско – я нахожу).
Слайд 24

Сократический метод Философ должен содействовать ищущему в его начинаниях: не предлагая

Сократический  метод

Философ должен содействовать ищущему в его начинаниях: не предлагая готовых

ответов, он всего лишь помогает ему сориентироваться в необъятной стихии мыслей и идей, в которую вступает желающий найти что-либо истинное.
майевтика(от греч. майевтикос – повивальный): философ оказывает помощь рождению истины, но его участие в этом отнюдь не решающее, так как она все же должна рождаться сама в душе и разуме человека.
Слайд 25

Смысл жизни Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям: Помимо привычных дел

Смысл жизни

Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям:
Помимо привычных дел существуют заботы

высшего порядка
Если мы погрязнем в земной рутине,
То забудем о настоящем, истинном и нетленном.
Человек – существо разумное,
а потому ему должно размышлять о глобальном и вечном.
Слайд 26

Киники: Антисфен и Диоген Антисфен утверждал, что для достижения блага следует

Киники: Антисфен и Диоген

Антисфен утверждал, что для достижения блага
следует жить

«подобно собаке»:
жить в простоте, следовать
собственной природе,
презирать условности;
твердо отстаивать
свой образ жизни,
Киники стремились
жить в простоте и
называли себя аплокион
(истинный пёс).
Слайд 27

Слайд 28

Платон (Аристокл) Реально существуют идеи или понятия вещей в особом, высшем,

Платон (Аристокл)

Реально существуют идеи или понятия вещей в особом, высшем,

недоступном нам мире
Вещи, которые нас окружают – только порождения данных первичных сущностей – идей
Вещи являются их отражениями или тенями, и поэтому реально не существуют.
Есть два мира:
Высший и невидимый мир идей,
Низший и воспринимаемый нами мир вещей.
Высший мир порождает низший.
Слайд 29

Теория врожденных идей Человек не полностью принадлежит миру вещей. У него

Теория врожденных идей

Человек не полностью принадлежит миру вещей.
У него существует

душа – сущность вечная и идеальная, связывающая его с невидимым миром.
Рождающийся человек уже все знает, но только потенциально.
Поэтому познание – это припоминания души.
Слайд 30

Душа: разумная, аффективная и вожделеющая Если преобладает разумная часть души, человек

Душа: разумная, аффективная и вожделеющая

Если преобладает разумная часть души, человек –

философ,
если эмоциональная, он – воин,
если вожделеющая, он – земледелец или ремесленник.
Три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы - управлять государством;
храбрые, сильные и мужественные воины - его защищать;
кто прекрасно умеет обрабатывать землю, добывать урожай и изготавливать ремесленные изделия - трудиться и кормить государство.
Слайд 31

Аристотель Стагирит Начало философии - в удивлении человека перед миром и

Аристотель Стагирит

Начало философии - в удивлении человека перед миром и

самим собой
Способность удивляться присуща природе человека.
Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
Философия - это чистая любовь человека к истине и правде,
это - "знание ради самого знания"
Слайд 32

Форма и материя Предмет и его идея существуют вместе, в единстве.

Форма и материя

Предмет и его идея существуют вместе, в единстве.
Высшая

сущность – форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, обладающая размером, цветом, запахом и прочими качествами.
Слайд 33

Важность познания Познание как развивающийся процесс Ощущение – представление – опыт

Важность познания

Познание как развивающийся процесс
Ощущение – представление – опыт –искусство –

наука, как вершина знания
Логика – орудие научного познания
Закон противоречия (при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными высказывание и его отрицание)
Закон исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений истинным может только одно)
Слайд 34

Платон и Аристотель Платон: Бессмысленно изучать вещи окружающего мира, они –

Платон и Аристотель

Платон:
Бессмысленно изучать вещи
окружающего мира,
они – лишь тени

идеального
Знания выводятся из человеческого
ума, в котором они изначально
содержатся.
Аристотель:
любая форма находится в единстве
с материей,
только через исследование отдельных
вещей мы можем прийти к постижению формы,
Знание выводится не из ума, а из окружающей действительности.
Слайд 35

2 этап: Проблемы человека Проблемы человека, его познания, его отношение с

2 этап: Проблемы человека

Проблемы человека, его познания, его отношение с другими

людьми.
В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали?
Что такое политика и государство по отношению к человеку?
Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании?
Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом?
Слайд 36

Слайд 37

334 г. до н.э.- Александр Македонский начал поход на Восток На

334 г. до н.э.- Александр Македонский начал поход на Восток

На

греческом языке Греция – это Эллада,  греки – эллины.
Они завоевали Восток или эллинизировали его.
Основная черта эпохи эллинизма –
нестабильность и непредсказуемость.
Слайд 38

Эллинистический период Весь старый, привычный и веками незыблемый уклад жизни рухнул,

Эллинистический период

Весь старый, привычный и веками незыблемый уклад жизни рухнул, все

менялось стремительно и безусловно.
Главный вопрос философской мысли:
Как быть счастливым?
Как обрести внутри себя уверенность и благо,
когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно.
Счастье по-гречески - эвдемония
Слайд 39

Эпикур Каждый - хозяин собственной судьбы и кузнец собственного счастья. На

Эпикур

Каждый - хозяин собственной судьбы и кузнец собственного счастья.
На нас

никто не влияет, кроме нас самих.
Что следует или не следует делать для обладания счастьем?
Требуется выбирать удовольствия и избегать страданий.
Счастье – не в вещах,
а в нашем отношении
к ним.
Слайд 40

Страх – препятствие к счастью Страх перед Богами – существами высшими

Страх – препятствие к счастью

Страх перед Богами – существами высшими и

могущественными, способными не только помочь, но и навредить нам;
Страх перед смертью – печальным, и совершенно непостижимом финалом любой человеческой жизни;
Страх перед судьбой – предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым, так и злым.
Слайд 41

Зенон из города Китион Школа стоиков Формула стоической философии представлена знаменитым

Зенон из города Китион Школа стоиков

Формула стоической философии представлена знаменитым положением:

«Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит».
Человек совершенно несвободен и всецело пребывает в распоряжении внешних и не зависящих от него сил.
Свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться судьбе и следовать предначертанному.
Одной из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть.
Стоическое счастье - полное безразличие к жестоким превратностям судьбы
Слайд 42

Пиррон из Элиды Школа скептиков Скептицизм – это школа сомневающихся во

Пиррон из Элиды Школа скептиков

Скептицизм – это школа сомневающихся во всем

философов.
Мы не знаем, что является хорошим, а что – плохим, чему следует радоваться, а чему – печалиться, следовательно, не можем испытывать ни положительных, ни отрицательных эмоций.
Для достижения счастья человек должен ответить на три вопроса:
1) какова природа вещей?
2) как нам к ним относиться?
3) что из этого для нас следует?
Слайд 43

Скептицизм Обыкновенный человек скажет по поводу какого-либо события: «Это плохо» и

Скептицизм

Обыкновенный человек скажет по поводу какого-либо события: «Это плохо» и расстроится

из-за него.
Скептик: «Мне кажется, что это плохо, но только кажется».
Как скептик сможет расстроиться из-за какого-либо события, если он даже не знает, какое оно в действительности – плохое или хорошее?
Отсутствие позитивных и негативных эмоций, полная невозмутимость души - несомненное счастье (атараксия)
Слайд 44

3 этап: Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья Идеи ничтожности

3 этап: Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья

Идеи ничтожности

человека перед силами природы и общественными катаклизмами
Идеи могущества и силы духа человека в стремлении к свободе, к благородной жизни
В познании - счастье свободного человека
Слайд 45

Римский период

Римский период

Слайд 46

Римский период Римская империя –мировая держава. Все силы римского народа ушли

Римский период

Римская империя –мировая держава.
Все силы римского народа ушли в

завоевательные войны, в создание необъятного государства, равного которому не было в человеческой истории.
Философия оказалась заимствованием и приспособлением к собственным практическим нуждам оригинальных греческих идей.
Рим оставил человечеству необыкновенную политическую историю, юриспруденцию и риторику,
но философское наследие мир получил от греческой цивилизации.
Слайд 47

Сенека: Философия стоицизма Все в мире и во вселенной подчинено власти

Сенека: Философия стоицизма

Все в мире и во вселенной подчинено власти строгой

необходимости
Жить счастливо – подчиняться судьбе
Смысл жизни – в достижении абсолютного душевного спокойствия
Предпосылка этого –
преодоление страха
перед смертью
Надо избегать участия
в общественной жизни и
политике
Слайд 48

Цицерон

Цицерон

Слайд 49

Марк Тулий Цицерон Не любить философию все равно, что не любить

Марк Тулий Цицерон

Не любить философию все равно, что не любить собственную

мать.
Философия - не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.
Добродетель – преодоление всех жизненных невзгод силой воли
Эклектицизм (соединение всего лучшего из философских школ) = энциклопедизм, охватывающий познание как природы, так и общества