Античная философия. Классический период

Содержание

Слайд 2

Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой

Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой

мир — несотворенный и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей.
Это «мир идей».

Онтология Платона Мир вещей и мир идей

Слайд 3

Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы

Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы

и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны.

Онтология Платона

ЖИВОТНОЕ

ИДЕЯ

Слайд 4

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Белизна

Теплота

белая

тёплая

белый

Снег

Лебедь

белый

Облако

белое

День

тёплый

Вода

тёплая

Комната

тёплая

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё

то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).

Слайд 5

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Чувственно воспринимаемы

Умопостигаемы

Онтологические

Ущербны

Совершенны

Аксиологические

Единичны

Универсальны

Гносеологические

Слайд 6

Иерархия Идей

Иерархия Идей

Слайд 7

Истина – это мир идей. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит

Истина – это мир идей.
Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность

перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину.
Процесс познания – это процесс воспоминания истины бессмертной душой

Гносеология Платона

Слайд 8

Средства для активизации припоминания: -занятия творческими видами деятельности, -нравственный образ жизни,

Средства для активизации припоминания:
-занятия творческими видами деятельности,
-нравственный образ жизни,
-развитие

мышления,
-занятия философией

Гносеология Платона

Слайд 9

Душа бессмертна Метемпсихоз 3 начала души: -Разумное -Яростное -Страстное Учение о душе Платона

Душа бессмертна
Метемпсихоз
3 начала души:
-Разумное
-Яростное
-Страстное

Учение о душе Платона

Слайд 10

Философия Аристотеля Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира

Философия Аристотеля

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Слайд 11

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Бронза – материя,

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Бронза – материя, цилиндр – форма

Серебро

– материя, цилиндр – форма

Бронза – материя, куб – форма

Серебро – материя, куб – форма

Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).

Слайд 12

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Глина – материя,

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич

– сущность.

Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность.

Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома.

Слайд 13

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич(и) – материя,

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Кирпич(и) – материя, дом (вид) –

форма, (единичный) дом – сущность.

Дом(а) – материя, город (вид) – форма, (единичный) город – сущность.

Слайд 14

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Вещь Вещь Вещь

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)

Вещь

Вещь

Вещь

Вещь

Род

Вещь

Вещь

Вещь

Вещь

Вид

Вид

Вид

Вид

Род

Земля

Вода

Воздух

Огонь

Первоматерия (чистая возмож- ность)

Материя (возможность бытия)

Бог (форма всех форм)

Формы

С

У

Щ

Н

О

С

Т

И

Слайд 15

Онтология Аристотеля Учение о причинности О причинах говорится в четырёх значениях:

Онтология Аристотеля Учение о причинности

О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы

считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Аристотель. «Метафизика».