Арабо-мусульманская философия

Содержание

Слайд 2

Философия ислама (арабо-мусульманская философия) возникла в VIII веке в результате толкования

Философия ислама (арабо-мусульманская философия) возникла в VIII веке в результате

толкования и осмысления в рамках рациональной теологии, калама (букв. беседа), священной книги мусульман Корана, считающейся божественным откровением, сообщенным пророку Муххамеду (570 — 632 г.). Раннемусульманские теологи, мутазилиты (букв. отколовшиеся; кон. 8 — сер. 10 вв.), выступали против буквального понимания Корана, предпочитая ему аллегорическое толкование. Дискутируя с фаталистически настроенными теологами, мутазилиты утверждали, что человек может свободно по своему выбору совершать благие или порочные поступки и полностью ответственен за них; мера воздаяния строго соответствует содеяному.
Слайд 3

Первым значительным арабским философом считается ал-Кинди,а также он первым в исламском

Первым значительным арабским философом считается ал-Кинди,а также он первым в

исламском мире обратился к философским трудам Аристотеля, став основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке. Ему принадлежат «Обзор сочинений Аристотеля», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения.
Следуя Аристотелю, аль-Кинди утверждал, что «извечное — это то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Существование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожается и не изменяется, поскольку не является телом. В качестве такого не имеющего определения начала аль-Кинди называл материю, которая выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различия, творящей вещи, являющейся их потенцией. Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом, не может стать предметом исследования, а значит и предметом философии, изучающей лишь такие вещи, природу которых она может познать.
Слайд 4

Абу Али Хусейн Ибн-Сина 16 августа 980 года — Хамадан, 18

Абу Али Хусейн Ибн-Сина  
16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный,

философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.
через еврейское прочтение, как Авен Сена и получилось современное Авиценна.
Слайд 5

В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ИБН СИНЫ СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ И НЕОПЛАТОНИКОВ

В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ИБН СИНЫ СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ И НЕОПЛАТОНИКОВ

С НЕКОТОРЫМИ ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТЕОЛОГИИ. ВСЛЕД ЗА НЕОПЛАТОНИКАМИ ИБН СИНА УТВЕРЖДАЛ, ЧТО МИР ВОЗНИКАЕТ ПУТЕМ ЭМАНАЦИИ ИЗ БОЖЕСТВА, НО НЕ ПО ВОЛЕ ПОСЛЕДНЕГО, А В СИЛУ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
Слайд 6

В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении душ,

В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении душ,

ибо это учение тесно связывает душу с телом. Согласно Ибн-Сине, цель существования человеческой души состоит в том, чтобы максимально освободиться от чувств, ибо чувства мешают познанию Бога. Ибн-Сина считал, что душа бессмертна и постоянно будет существовать только лишь в своей духовной сущности.
Слайд 7

На Страшном Суде не будет воскресения человека в его телесном виде;

На Страшном Суде не будет воскресения человека в его телесном виде;

душа будет существовать как душа. Отрешившись от чувств и от тела после смерти, душа праведника уподобляется ангелам. В этом состоянии душа человека, лишенная чувств, т.е. того, что мешает познанию истины, становится подобной ангелам и знает всю истину без учителей и без грамоты.
Слайд 8

Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия: чисто духовные существа, в

Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:
чисто духовные существа, в

том числе и Бог,
далее следуют духовные предметы, связанные с материей - это небесные сферы;
далее - предметы, связанные с телесностью, а иногда и не связанные. Как правило здесь находятся все философские категории, такие как субстанция, свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти предметы третьего уровня составляют основу метафизики.
И четвертый род бытия - это понятия, связанные с материей, существование и сущность индивидуальной конкретной вещи.
Слайд 9

ИБН РУШД Ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — араб. философ, ученый, медик.

ИБН РУШД

Ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — араб.

философ, ученый, медик.
Слайд 10

В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому интерпретировать

В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому интерпретировать

мусульманские священные тексты и понимать их метафорически. Однако подобную свободу интерпретации он допускал лишь для избранных, ибо непосвященные способны реагировать лишь на образную риторику, в то время как философы во всем должны искать логику и убедительные доказательства.
Слайд 11

Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах, доступных

Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах, доступных

человеческому разуму, но оно бессильно в высших метафизических вопросах. Философия бессильна проникнуть в тайну творения и загробной жизни и постичь атрибуты божества, она способна лишь порождать различные сомнения, в то время как познание «откровением», само по себе более примитивное, дает необходимую «уверенность» в достоверности высших истин.
Слайд 12

Учение о душе Ибн Рушды Ибн Рушда считал, что душа тесно

Учение о душе Ибн Рушды
Ибн Рушда считал, что душа тесно связана

с телом, бессмертие души и загробная жизнь - сказка. Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни человеческих поколений, но индивидуальный разум смертен.