Бенедикт Спиноза

Содержание

Слайд 2

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам —

  Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам

— 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.      
  Один из главных представителей философии Нового времени.
Слайд 3

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде

«Этика».
Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».
«Теолого-политический трактат».
 «Трактат о совершенствовании разума».
Слайд 4

Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции

Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции

по философии картезианства.
 Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем.
 Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее. 
Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.
Слайд 5

Геометрический стиль мышления выше всего. В этом отношении он разделял взгляды

Геометрический стиль мышления выше всего.
 В этом отношении он разделял взгляды Томаса

Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях.
 Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лемм и Теорем, - способом четких логических определений и доказательств.
 Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии.
Слайд 6

Монизм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции

Монизм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции

в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Слайд 7

Учение о единой субстанции: Не существует различия между высшей субстанцией -

Учение о единой субстанции:
Не существует различия между высшей субстанцией - Богом

и сотворенными им другими Субстанциями
Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее
Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога
Природа и Бог - едины
Слайд 8

Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над Природой

Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над Природой
Бог

внутри природы
Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи
Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции Природы-Бога
Слайд 9

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: Самостоятельна и независима от

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

Самостоятельна и независима от кого-либо
Имеет

внутреннюю причину самой себя
Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение
Бесконечна в пространстве и времени
Вечна (несотворима и неучтожима)
Неподвижна
Слайд 10

Три ступени познания: "Познание в чистом виде" которое непосредственно исходит из

Три ступени познания:

"Познание в чистом виде" которое непосредственно исходит из разума

человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания.

Полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный.

Чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недосказуемо, недостоверно, неполно и поверхостно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Слайд 11

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе) соотношения свободы и необходимости

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: 

детерминизма (обусловленности всего в природе)
соотношения свободы

и необходимости
Слайд 12

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: свобода и необходимость в

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

свобода и необходимость в субстанции

соединяются в одно целое
 Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости
модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости
Слайд 13

модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится

модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится

к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости
желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы)
путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю
свобода — это познанная необходимость