Бенедикт Спиноза Выполнила: Лощинина Александра Группа: ЭФ-14 Факультет: ЭиФ

Содержание

Слайд 2

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам —

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам —

21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.
Один из главных представителей философии Нового времени.
Слайд 3

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде

«Этика»
Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».
«Теолого-политический трактат».
«Трактат о совершенствовании разума».
Слайд 4

Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции

Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции

по философии картезианства.
Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем.
Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее.
Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.
Слайд 5

Геометрический стиль мышления выше всего. В этом отношении он разделял взгляды

Геометрический стиль мышления выше всего.
В этом отношении он разделял взгляды Томаса

Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях.
Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лемм и Теорем, - способом четких логических определений и доказательств.
Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии.
Слайд 6

Мони́зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции

Мони́зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции

в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Слайд 7

Учение о единой субстанции: • не существует различия между высшей субстанцией

Учение о единой субстанции:
• не существует различия между высшей субстанцией —

Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
Слайд 8

• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над

• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над

природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
Слайд 9

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами: самостоятельна и независима от

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами:
самостоятельна и независима

от кого-либо;
имеет внутреннюю причину самой себя;
обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых — мышление и протяжение;
бесконечна в пространстве и времени;
вечна (не сотворима и неуничтожима);
неподвижна.
Слайд 10

Схема теории субстанций Спинозы.

Схема теории субстанций Спинозы.

Слайд 11

Три ступени познания: "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из

Три ступени познания:

"познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума

человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;

полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания

Слайд 12

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости.

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

детерминизма (обусловленности всего в природе);

соотношения свободы и необходимости.
Слайд 13

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: • свобода и необходимость

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
• свобода и необходимость в

субстанции соединяются в одно целое;
• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
Слайд 14

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно,

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно,

стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);
• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
• свобода — это познанная необходимость.
Слайд 15

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
максимально познать необходимость

в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.