Содержание
- 3. Миры Онтология Лейбница: соотношение возможных и реальных миров
- 4. Онтология Лейбница Онтология Лейбница (1646 – 1716) строится на принципе плюрализма (множественности) субстанций. “Простую неделимую” субстанцию
- 5. По Лейбницу, с тех пор как всякая монада стала, “постоянным живым зеркалом Вселенной”, мы можем распознать
- 6. Основное свойство монад отражено в знаменитом суждении из “Монадологии”: “Монады вовсе не имеют окон, через которые
- 7. Гносеология Лейбница: теория врождённых идей
- 8. Гносеология Лейбница Теория познания Лейбница является умеренным вариантом рационализма, противопоставленного концепциям наиболее влиятельных поборников эмпиризма и
- 9. К истинам разума принадлежат те, противоположное которым логически немыслимо. Они представляют собой совокупность истин, находящихся в
- 10. Классификацию истин Лейбница дополняет схема идей (понятий), имея ввиду ясность или смутность заключенного в них знания.
- 11. СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ЧУВСТВЕННЫЙ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ИНТУИТИВНЫЙ Теория познания Спинозы Объекты и результаты познания .Ощущаемые вещи(тела) . Сведения
- 12. Гносеология Спинозы Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из его доктрины параллелизма. Центральным
- 13. Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело и тела внешние относительно нашего, оно
- 14. Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей исходящими от Бога; это самый совершенный
- 15. Гносеология Спинозы Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из его доктрины параллелизма. Центральным
- 16. 1. Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело и тела внешние относительно нашего,
- 17. 3. Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей исходящими от Бога; это самый
- 18. Т Е Л О Ф А Н Т А С М А З Н А К
- 19. Теория познания Гоббса Теория познания Томаса Гоббса(1588-1679) имеет целью объяснить процесс познания причин. В полном соответствии
- 20. Теория познания Гоббса Следующий шаг состоит в том, что определения соединяются в утверждения. На этой стадии
- 22. Скачать презентацию
Миры
Онтология Лейбница: соотношение возможных и реальных миров
Миры
Онтология Лейбница: соотношение возможных и реальных миров
Онтология Лейбница
Онтология Лейбница (1646 – 1716) строится на принципе плюрализма (множественности)
Онтология Лейбница
Онтология Лейбница (1646 – 1716) строится на принципе плюрализма (множественности)
По Лейбницу, с тех пор как всякая монада стала, “постоянным живым
По Лейбницу, с тех пор как всякая монада стала, “постоянным живым
Смысл этой концепции Лейбниц передал выразительной формулой: “Настоящее всегда несёт в себе зародыш будущего”, в каждом мгновении присутствует вся совокупность времён и событий. Это принцип “всё во всем” в его хронологическом измерении.
Онтология Лейбница
Основное свойство монад отражено в знаменитом суждении из “Монадологии”: “Монады вовсе
Основное свойство монад отражено в знаменитом суждении из “Монадологии”: “Монады вовсе
Завершает метафизику Лейбница концепция “наилучшего из возможных миров”. Бог, совершенный и бесконечный, создал мир так, что - бы он был самой широкой совокупностью упорядоченных возможностей: мир – это оптимум. В конечном счёте мир, созданный Богом, является наилучшим из возможных, избранным для существования среди непротиворечивых ему миров. Понятие Бога завершает собой восходящий ряд субстанций (Бог – монада монад) и венчает всю систему метафизического плюрализма Лейбница.
Онтология Лейбница
Гносеология Лейбница: теория врождённых идей
Гносеология Лейбница: теория врождённых идей
Гносеология Лейбница
Теория познания Лейбница является умеренным вариантом рационализма, противопоставленного концепциям наиболее
Гносеология Лейбница
Теория познания Лейбница является умеренным вариантом рационализма, противопоставленного концепциям наиболее
Лейбниц пытается идти средним путем между Декартом и Локком. Он полагает, что речь идет не столько о реальной форме врожденности, сколько о потенциальной (виртуальной). Более доказательным и перспективным Лейбницу кажется тот вариант теории врожденных идей, который основан на толковании необходимых идей разума как неких чистых возможностей, потенций, предваряющих столкновение наших чувств с окружающим миром. Потенциально душа знает все.
К истинам разума принадлежат те, противоположное которым логически немыслимо. Они представляют
К истинам разума принадлежат те, противоположное которым логически немыслимо. Они представляют
Гносеология Лейбница
Классификацию истин Лейбница дополняет схема идей (понятий), имея ввиду ясность или
Классификацию истин Лейбница дополняет схема идей (понятий), имея ввиду ясность или
Гносеология Лейбница
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ
ЧУВСТВЕННЫЙ
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
ИНТУИТИВНЫЙ
Теория познания Спинозы
Объекты и результаты познания
.Ощущаемые вещи(тела)
. Сведения получаемые
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ
ЧУВСТВЕННЫЙ
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
ИНТУИТИВНЫЙ
Теория познания Спинозы
Объекты и результаты познания
.Ощущаемые вещи(тела)
. Сведения получаемые
.Спутанные обобщения
. Поспешные обобщения схоластических мыслителей.
. Выводы об атрибутах из понятия субстанции
. Выводы из имеющихся в науках определений.
. Понятие субстанции
. Некоторые определения и непосредственные выводы из определений.
Гносеология Спинозы
Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из
Гносеология Спинозы
Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из
Спиноза называет адекватной идеей любую идею, равную своему объекту, любую идею, причину или основание, которой мы знаем; любая другая идея является неадекватной. Переход от ошибки к истине является переходом от знания неясного и смутного из-за неадекватных идей к знанию ясному и отчетливому через адекватные идеи с помощью различных родов познания.
Учение Спинозы о трех «родах познания» представляет собой описание трех степеней познания, которые разнятся между собой только уровнем отчетливости.
Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело и
Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело и
«Демонстративное» (рациональное) познание не ограничивается рамками мнения или воображения, но дает нам знания четкое и ясное о реальном мире; это познание с помощью разума, и оно показывает нам необходимость вещей, тогда как познание первого рода показывает нам несущественные свойства; на этом среднем уровне познания душа поднимается, объединяя всю разность единичных восприятий и образуя всеобщие, родовые понятия. Рациональный способ познания усваивает мир в его необходимости и вечности, выводя из понятия субстанции знание о ее атрибутах. Способ рациональной «демонстрации» находит типичное выражение в математике и физике.
Гносеология Спинозы
Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей исходящими
Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей исходящими
Гносеология Спинозы
Гносеология Спинозы
Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из
Гносеология Спинозы
Теория познания Спинозы может быть адекватно понятно только исходя из
Спиноза называет адекватной идеей любую идею, равную своему объекту, любую идею, причину или основание, которой мы знаем; любая другая идея является неадекватной. Переход от ошибки к истине является переходом от знания неясного и смутного из-за неадекватных идей к знанию ясному и отчетливому через адекватные идеи с помощью различных родов познания.
Учение Спинозы о трех «родах познания» представляет собой описание трех степеней познания, которые разнятся между собой только уровнем отчетливости.
1. Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело
1. Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело
2. «Демонстративное» (рациональное) познание не ограничивается рамками мнения или воображения, но дает нам знания четкое и ясное о реальном мире; это познание с помощью разума, и оно показывает нам необходимость вещей, тогда как познание первого рода показывает нам несущественные свойства; на этом среднем уровне познания душа поднимается, объединяя всю разность единичных восприятий и образуя всеобщие, родовые понятия. Рациональный способ познания усваивает мир в его необходимости и вечности, выводя из понятия субстанции знание о ее атрибутах. Способ рациональной «демонстрации» находит типичное выражение в математике и физике.
Гносеология Спинозы
3. Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей
3. Интуитивное познание как высший вид познания заключается в видении вещей
Гносеология Спинозы
Т Е Л О
Ф А Н Т А С М А
З
Т Е Л О
Ф А Н Т А С М А
З
Соединение определений в утверждение
Формулировка определений
Знак знаков, классификация
Простейшие и всеобщие, окончательные составляющие тел
Всеобщие утверждения о человеческой природе .
Эмпирически полученные утверждения о свойствах человека.
Утверждения о свойствах сложного искусственного тела (государства).
Теория познания Гоббса: cтупени и уровни познавательного процесса
Теория познания Гоббса
Теория познания Томаса Гоббса(1588-1679) имеет целью объяснить процесс познания
Теория познания Гоббса
Теория познания Томаса Гоббса(1588-1679) имеет целью объяснить процесс познания
Знаковая концепция языка - главный вклад Гоббса в гносеологию. В вопросе гносеологического статуса универсалий (общих понятий) Гоббс продолжил номиналистическую линию истолкования понятий. Номинализм приписывает подлинное существование самим вещам. Понятийное мышление номиналисты связывали с деятельностью человеческого ума, которая приобретала конкретную осязаемость в речи, в языке.
-Дальнейший процесс после обозначения, «фантасм» знаками (именами) Гоббс представлял как построение дефиниций (определений) различных явлений. Желательно , чтобы определения были генетическими, т.е. указывали бы на происхождение вещей и те вытекали бы из своих определений.
Теория познания Гоббса
Следующий шаг состоит в том, что определения соединяются в
Теория познания Гоббса
Следующий шаг состоит в том, что определения соединяются в
Следующей ступенью по пути нахождения всеобщих причин (существенных свойств материального мира) выступает индукция. Это путь от знания действий к познанию причин. Как и Галилей, Гоббсс не проводит различия между индукцией и анализом. Столь же, характерно для Гоббса и отождествление дедукции с синтезом. Дедукция призвана обеспечить познание разнообразных действий на основе достигнутого знания причин. Дедукция синтезирует свойства сложных, в особенности искусственных тел (например, государства) и предвидит будущее состояние этих тел.