Учение о бесконечности Вселенной, от Н. Кузанского к Н. Копернику и Дж. Бруно

Содержание

Слайд 2

Введение Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия

Введение

Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы.

Происходит возврат к идеям платонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Слайд 3

Николай Кузанский (Николай Кузанец, Кузанус, Николай Кребс) Неоплатоническое направление (христианский неоплатонизм)

Николай Кузанский (Николай Кузанец, Кузанус, Николай Кребс)

Неоплатоническое направление (христианский неоплатонизм)
Создание целостной мировой

философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления
Последний мыслитель средневековья и первый – гуманистической философии
Пантеистический идеализм – природа растворяется в Боге

Годы жизни: 1401 – 1464 гг.

Сочинения: трактат «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (не позже 1444), четыре диалога под общим названием «Простец»: «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «О даре Отца светов» (1445-1447), «О видении Бога» (1453), «О возможности-бытии» (1460), «О неином» (1462), «О берилле» («Духовные очки», 1458), «Об охоте за мудростью» (1463), «Об игре в шар» (1463), «О вершине созерцания» (1464).

Слайд 4

Космология Н. Кузанского Максимум – это «то, больше чего ничего не

Космология Н. Кузанского

Максимум – это «то, больше чего ничего не может

быть».
«Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; в нем все, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум».

«Только абсолютный максимум негативно бесконечен; только он есть то, чем может быть во всей потенции. Наоборот, Вселенная, охватывая всё, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она не имеет предела и тем самым привативно бесконечна. При таком рассмотрении она не конечна и не бесконечна».

«У творения, всецело происходящего от абсолютного бытия, тленность, делимость, несовершенство, несходство, множественность и все подобное – не от единого, безграничного, совершенного, нераздельного, вечного максимума».

Слайд 5

«… так что и минимум есть максимум, то ясно, что бесконечное

«… так что и минимум есть максимум, то ясно, что бесконечное

единство есть свернутость (complicatio) всего.».

«Вселенная целиком вышла к существованию посредством простой эманации конкретного максимума из абсолютного максимума».

«Таким путём мы понимаем, что Бог, простейшее единство, существуя в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной – в Боге».

«Возможность и действительность в Боге тождественны».
Мир – действительность, противоположностей нет.
Бог – это абсолютная возможность, а мир возникает из определенной возможности, которая есть материя, или ничто.

Слайд 6

Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «сфера неподвижных звезд не

Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «сфера неподвижных звезд не

есть его окружность».
«Раз Земля не может быть центром, она не может быть совершенно неподвижной, а обязательно движется...».

Мир «имеет свой цент повсюду, а окружность нигде». Мир не бесконечен, так как в таком случае он был бы равен Богу, но он не имеет и границ, «ибо если бы он имел центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец, и сам был бы завершен в отношении чего-то другого».

«Поистине Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией – искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя пропорции вещей, элементов и движений. Арифметикой он их соединил; геометрией придал им фигуру, так что они приобрели крепость, устойчивость и подвижность сообразно своим устройствам; музыкой так соразмерил их, чтобы в земле было не больше земли, чем в воде – воды, в воздухе – воздуха и в огне – огня и ни один элемент не разлагался совершенно в другой, благодаря чему машина мира не может погибнуть.»

Слайд 7

Итоги и дальнейшее развитие идей Н. Кузанского Вселенная не может иметь

Итоги и дальнейшее развитие идей Н. Кузанского
Вселенная не может иметь чётко

определённую форму, следовательно, у неё не может быть и чётко определённого центра;
Вселенной не может быть и чётко определённого состояния покоя. Следовательно, Земля не может быть покоящейся в центре мира. Земля не центр Вселенной.
Все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.
Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы.
Эти идеи впоследствии были развиты Галилеем, Дж. Бруно, Коперником.
Слайд 8

Николай Коперник Великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии

Николай Коперник

Великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного

знания
Натурфилософское направление
В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».
Аргументы Николая Коперника в пользу его гелиоцентрической системы вы можете найти в его бессмертном сочинении «О вращении небесных сфер».

Годы жизни: 1473-1543 гг.

Слайд 9

Переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира В центр мира Коперник

Переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира

В центр мира Коперник поместил

Солнце, вокруг которого вращались планеты (в числе которых и Земля, совершавшая к тому же ещё и вращение вокруг оси).
Вселенную Коперник по-прежнему считал ограниченной сферой неподвижных звезд.
Слайд 10

Томас Диггес Английский астроном, один из первых сторонников и пропагандистов гелиоцентрической

Томас Диггес

Английский астроном, один из первых сторонников и пропагандистов гелиоцентрической системы мира.
Диггес считал,

что количество звёзд бесконечно, но мы наблюдаем лишь ограниченное их число, поскольку большинство звёзд находятся слишком далеко и потому они слишком слабы для наблюдений.
При этом, в отличие от Джордано Бруно, Диггес не считал Вселенную за пределами Солнечной системы тождественной по своим физическим свойствам с Солнечной системой. 

Годы жизни: 1546-1595 гг.

Слайд 11

Строение Вселенной по Т. Диггесу (из работы «Совершенное описание небесных сфер»

Строение Вселенной по Т. Диггесу (из работы «Совершенное описание небесных сфер»

1576 г.)

«Эта сфера звёзд простирается бесконечно во всех направлениях. Нерушимый дворец счастья украшен бесчисленными, вечными и великолепными огнями, превосходящими наше Солнце по количеству и качеству и (он является вместилищем) беспечальных небесных ангелов, наполненных бесконечной радостью, это дом элиты.».

Слайд 12

Джордано Бруно (Ноланец, наст. имя Филиппо Бруно) итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и

Джордано Бруно (Ноланец, наст. имя Филиппо Бруно)

итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт
Материалистический пантеизм – Бог растворяется в

природе
Соединил бесконечный космос Кузанского с гелиоцентризмом Коперника, т.е. развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника
Сочинение «О бесконечности, Вселенной и мирах»

Годы жизни: 1548-1600 гг.

Слайд 13

Космология. «О бесконечном, Вселенной и мирах». Диалог первый. О бесконечности Вселенной

Космология. «О бесконечном, Вселенной и мирах». Диалог первый.

О бесконечности Вселенной
«Я называю

вселенную “целым бесконечным”, ибо она не имеет края, предела и поверхности; но я говорю, что вселенная не “целокупно бесконечна”, ибо каждая часть ее, которую мы можем взять, конечна, и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен. Я называю бога “целым бесконечным”, ибо он исключает из себя всякие пределы и всякий его атрибут един и бесконечен; и я называю бога “целокупно бесконечным”, ибо он весь во всем мире и во всякой своей части бесконечным образом и целокупно в противоположность бесконечности вселенной, которая целокупно во всем, но не в тех частях (если, относя их к бесконечному, их можно называть частями), которые мы можем постигнуть в ней».
Слайд 14

«О бесконечном, Вселенной и мирах». Диалог второй. Земля – не центр

«О бесконечном, Вселенной и мирах». Диалог второй.

Земля – не центр

мира
«Земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело».
«…ибо во вселенной нет середины и нет окружности; или, если хочешь, повсюду есть середина и каждую точку можно принимать за часть окружности по отношению к какой-либо другой середине или центру».
«…к этому способу познания приблизился, если и не дошел до этого, Николай Кузанский в своем «Ученом незнании».
Слайд 15

«О бесконечном, вселенной и мирах». Диалог третий. О множественности миров «…поскольку

«О бесконечном, вселенной и мирах». Диалог третий.

О множественности миров
«…поскольку вселенная бесконечна,

необходимо, чтобы существовало множество солнц; ибо невозможно, чтобы теплота и свет одного единственного солнца могли излучаться по безмерной вселенной, как это воображал Эпикур, если верно то, что некоторые о нем сообщают. Поэтому нужно принять, что существуют еще бесчисленные солнца, из которых многие для нас заметны в виде маленьких тел; но некоторые могут нам казаться меньшими звездами, хотя на самом деле они гораздо больше тех, которые кажутся нам крупными».
«Вокруг этих солнц могут вращаться земли, имеющие большие или меньшие массы, чем наша земля».
Слайд 16

«О бесконечном, вселенной и мирах». Диалог третий. О схожести состава Вселенной

«О бесконечном, вселенной и мирах». Диалог третий.

О схожести состава Вселенной
«Кажется, что

к этому способу познания приблизился, если и не дошел до него, Николай Кузанский в своем «Ученом незнании», когда он, говоря об особенностях Земли, утверждал следующее: «Из темноты и черного цвета земли вы не должны заключать, что земное тело плохо и менее благородно, чем другие тела; ибо если бы мы обитали на Солнце, то мы бы его не воспринимали таким же светлым, каким теперь кажется Солнце из этой ей его области. Далее, если мы будем внимательно наблюдать Солнце, то мы заметим около середины его как бы землю и даже как бы влажное тело и туманное тело, а затем как бы круг, излучающий ясный блестящий свет. Солнце, таким образом, составлено из тех же элементов, что Земля».
Слайд 17

Критика Коперника. «Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений

Критика Коперника. «Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений

общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от нее ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил бы все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определенных»
Дж. Бруно был весьма суеверным человеком, практикующим магию и исповедующим пантеистические убеждения. Магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей были имели для него не последнее значение Смерть.
Дж. Бруно был сожжен на костре в 1600 году как еретик.

Неоднозначность Дж. Бруно

Слайд 18

Заключение Одной из важнейших концепций, сформировавшихся в эпоху Возрождения, по праву

Заключение

Одной из важнейших концепций, сформировавшихся в эпоху Возрождения, по праву можно

считать концепцию Джордано Бруно о бесконечной и безграничной Вселенной, где повсюду действуют одни и те же законы природы. Опираясь на философию Н. Кузанского и астрономические взгляды Н. Коперника ему удалось сформировать представление о Вселенной, которое дало толчок развитию той науки, которую мы можем наблюдать в наши дни.