Человек, как продукт биологической и культурной эволюции

Содержание

Слайд 2

Содержание Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Различные подходы

Содержание

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Различные подходы к вопросу

о происхождении человека
Человек в его истории
Мыслители прошлого об обществе и человеке
Индивид, индивидуальность, личность
Социализация и личность. Свобода и ответственность
Слайд 3

Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище,

Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище,

какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок?
Блез Паскаль
Слайд 4

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Слайд 5

Гипотезы распространения человека Внетропическая (1870) Мультирегиональная (1938) Африканская

Гипотезы распространения человека

Внетропическая (1870)
Мультирегиональная (1938)
Африканская

Слайд 6

Африканская гипотеза Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад

Африканская гипотеза

Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад в

восточной Африке.
Митохондриальная Ева жила ок. 200 тыс. лет назад
Слайд 7

2. Различные подходы к вопросу о происхождении человека

2. Различные подходы к вопросу о происхождении человека

Слайд 8

(1)Креационизм (гипотеза творения) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему

(1)Креационизм (гипотеза творения)

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и

по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыскающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:26,27)
Слайд 9

(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит) Люди – прямые потомки инопланетян Скрещивание

(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит)

Люди – прямые потомки инопланетян
Скрещивание инопланетян с

животными предками людей
Порождение человека разумного методами генной инженерии
Создание первых людей гомункулярным способом (в пробирке)
Непосредственное управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума
Эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом
Слайд 10

(3) Теория эволюции 1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека к

(3) Теория эволюции

1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека к животному

миру
1871г. Ч.Дарвин «Происхождение человека и Половой отбор». 2 важнейших положения:
Животное происхождение человека
У человека и ныне живущих обезьян общие предки
Слайд 11

http://antropogenez.ru/tree/ Эволюция гоминид

http://antropogenez.ru/tree/

Эволюция гоминид

Слайд 12

ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Биологические науки: Биология человека - анатомия,

ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ?

Биологические науки:
Биология человека - анатомия, морфология, физиология,

церебрология, палеонтология человека, антропометрия;
приматология – палеонтология приматов, современная приматология, этология приматов;
палеонтология – палеонтология позвоночных, палеоботаника;
общая биология – эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия, сравнительная этология, биометрия.
Физико-химико-математические науки:
геология – геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;
химия;
тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);
методы датирования – абсолютные: торий-урановый, радиоуглеродный, термолюминесцентный, относительные: стратиграфический, сравнительно-флористический и сравнительно-фаунистический.
статистика;
Социальные науки:
археология – археология палеолита, археология позднейших времен; этноархеология; сравнительная этнология (этнография);
лингвистика;
психология.
Слайд 13

Гоминидные триады Антропологическая (морфологическая) триада: Прямохождение Свободные верхние конечности, приспособленные для

Гоминидные триады

Антропологическая (морфологическая) триада:
Прямохождение
Свободные верхние конечности, приспособленные для труда
Развитый головной мозг
Психосоциальная

триада:
Абстрактное мышление
Вторая сигнальная система (речь)
Сознательная и направленная трудовая деятельность
Слайд 14

(4) Трудовая гипотеза 1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны

(4) Трудовая гипотеза

1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в

человека»
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».
Слайд 15

Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека,

Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека,

но и средство (становления) изменения самого человека.
Причем не просто труд, а орудийный.
И не просто использование подвернувшихся предметов в качестве орудий (к этому способны и животные), а целенаправленное изготовление орудий труда.
Орудийный труд сильно усложнил отношения человека с внешней средой, стимулируя развитие важных отделов мозга.
Слайд 16

3. Человек в его истории

3. Человек в его истории

Слайд 17

Древняя Индия Человек – соединение смертного тела и бессмертной души После

Древняя Индия

Человек – соединение смертного тела и бессмертной души
После смерти душа

переселяется по закону кармы
Цель жизни – прекратить сансару и достичь нирваны
Слайд 18

Древний китай Даосизм Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.) Дао (Путь)

Древний китай

Даосизм
Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.)
Дао (Путь) – естественный ход

вещей, который невозможно нарушить.
Недеяние – запрет совершать ненеобходимые действия.
Кун-Фу-Цзы (Конфуций) (551-469)
Истинный человек – человек добродетельный
Честность
Человеколюбие
Лояльность
Мудрость
Приличие
Слайд 19

Древняя Греция

Древняя Греция

Слайд 20

Начало философии Космоцентризм Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобный макрокосмосу

Начало философии Космоцентризм

Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобный макрокосмосу
Фалес (VI

в. до н.э.)– первый философ
Пифагор (философия, метемпсихоз)
Демокрит (атомизм)
Слайд 21

Софисты Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют,

Софисты

Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют, несуществующих –

что они не существуют»
Нет объективной истины
Антропоцентризм
Слайд 22

Классический период Сократ: Познать себя легче, чем Космос. Начни с себя.

Классический период

Сократ:
Познать себя легче, чем Космос. Начни с себя.
Платон:
Душа

делает тело живым и способным к мышлению
Аристотель:
Человек - «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону.
Слайд 23

Европейское средневековье (V – XV вв н.э.) Человек – творение Бога,

Европейское средневековье (V – XV вв н.э.)

Человек – творение Бога, Созданное

по Его Образу и Подобию
Человек – раб божий
Человек – бессмертная душа и смертное тело
После смерти – Страшный Суд
Слайд 24

Слайд 25

Возрождение (XIV-XVI вв) Человек создан по образу и подобию Бога, а значит способен творить Гуманизм Антропоцентризм

Возрождение (XIV-XVI вв)

Человек создан по образу и подобию Бога, а значит

способен творить
Гуманизм
Антропоцентризм
Слайд 26

Новое время (XVII-XVIII вв) Рене Декарт (1596-1650) Дуализм Тело – механическая

Новое время (XVII-XVIII вв)

Рене Декарт (1596-1650)
Дуализм
Тело – механическая машина
Душа –

мышление
Cogito ego sum
Томас Гоббс (1588-1679)
Все люди от природы равны
Война всех против всех
Слайд 27

Мыслители просвещения Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) Естественное состояние человека – гармония с

Мыслители просвещения

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
Естественное состояние человека – гармония с природой
Вольтер (1694-1778)
Человек

– общественное существо, наделенное страстями, чтобы действовать и разумом, чтобы управлять поступками
Слайд 28

Немецкая классическая философия И. Кант (1724-1804) «Что такое человек?» – главный

Немецкая классическая философия

И. Кант (1724-1804)
«Что такое человек?» – главный вопрос философии
Человек

– существо моральное
Человек может быть только целью, но не средством
Слайд 29

4. Мыслители прошлого об обществе и человеке

4. Мыслители прошлого об обществе и человеке

Слайд 30

1.1 Социальность, разумность Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог,

1.1 Социальность, разумность

Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог, или

зверь».
Человек есть «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону. Все, что вне общества несоизмеримо с человеком. У человека и общества – одна мера, общая размерность.
Слайд 31

1.2 Асоциальность, иррациональность А. Шопенгауэр (1788-1860): «Когда люди вступают в тесное

1.2 Асоциальность, иррациональность

А. Шопенгауэр (1788-1860):
«Когда люди вступают в тесное общение

между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет»
«Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера».
Ф.Ницше (1844-1900):
«В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой».
«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».
«Если ты недоволен действительностью, значит, ты сам – неудачная действительность».
Слайд 32

2.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение Б.Паскаль (1623-1662): «Человек — единственное животное, способное

2.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение

Б.Паскаль (1623-1662):
«Человек — единственное животное, способное сознавать

себя и то, что с ним происходит. Он ощущает себя субъектом перед лицом объективной реальности. На монолитном теле Космоса появляется трещина, раскол, нечто иное по отношению к этому Космосу, превосходящее его».
«Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. […] Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить».
Э.Фромм (1900-1980):
“Человека можно определить как живое существо, которое сможет сказать “Я”, которое может осознать самого себя как самостоятельную величину”.
Ж.-П.Сартр (1905-1980):
«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», он «обречен быть свободным»
Слайд 33

2.2 Самоотрицание, самоопределение А.Камю (1913-1960): единственный подлинный вопрос Ф. — вопрос

2.2 Самоотрицание, самоопределение
А.Камю (1913-1960):
единственный подлинный вопрос Ф. — вопрос о

самоубийстве. Человек — единственное животное, способное на самоубийство. Это говорит о высокой степени свободы и достоинства. Жизнь, которая сама решает, стоит или не стоит ей жить, по определению выше любой другой, потому что является причиной самой себя. Таким образом, в лице человека природа имеет нечто, что порождено ею, но превосходит ее, поскольку причина этого нечто — не в окружающем мире, а в нем самом.
В. Соловьев (1853-1900):
Человек — единственное животное, способное стыдиться. […] я стыжусь своей животности, следовательно я существую как человек, я стыжусь, следовательно, существую не физически только, но и нравственно.
Н.А. Бердяев (1874-1948):
«Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать».
М.Шелер (1874-1922):
«то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще».
Слайд 34

Понимание человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартр (1905-1980): в отличие от вещей

Понимание человека в экзистенциализме

Ж.-П. Сартр (1905-1980):
в отличие от вещей внешнего

мира, для человека существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции).
“Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы его задумал”.
Человек просто есть, он рождается без всякой сущности, но с задачей эту сущность найти, и поэтому с самого первого момента обречен выбирать себя.
“Экзистенциализм отдает человеку во владение его бытие”.
Единственным серьезным пороком, в котором можно обвинить человека, является “ложная вера”. “Ложная вера” — это попытка избежать выбора и ответственности за него, это форма лжи самому себе. Точнее, это форма невежества, самообман.
Слайд 35

Еще несколько определений человека “Человек — это бесперое двуногое существо (с

Еще несколько определений человека

“Человек — это бесперое двуногое существо (с плоскими

ногтями)”. — Платон.
“Человек — это животное, способное обещать” — Ницше.
“Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи экзистенцией, заключается в обитании бытия. Человек — сосед бытия.” — М.Хайдеггер.
“Человек — существо, которое верит в бессмертие”. — Л. Фейербах.
“Человек — существо, способное к обману и постоянно обманывающее себя и других”. — Ж.Кардан.
“Человек — это животное, способное смеяться”. — Аль-Фараби.
«… и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». – Поль Валери.
“Человек есть лишь то, что он сам из себя делает”. — Ж.-П.Сартр.
Слайд 36

5. Индивид, индивидуальность, личность

5. Индивид, индивидуальность, личность

Слайд 37

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей

степени развития живой природы - к человеческому роду. Ч. Имеет двойственную, биосоциальную природу.
Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens
«Один из людей»
Индивид=особь=атом
Слайд 38

Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых

Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых

в процессе социализации и реализуемых в социальной жизни. Л. – это человек как социальное существо
Индивидуальность – это:
Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Морфологическая (физические особенности)
Психическая (темперамент, характер, познавательные способности, интеллект)
Социальная (интересы, знания, навыки, убеждения)
Высшая стадия развития личности
Слайд 39

Социализация и личность Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных

Социализация и личность

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих

ему успешно функционировать в обществе.
Процесс усвоения культуры
Результат социализации – формирование личности.
Слайд 40

Основные понятия Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным

Основные понятия

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам

и освоение социальных ролей.
Родители, друзья, коллеги
Институты социализации — устойчивые типы социальных связей, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Семья, школа, армия
Слайд 41

Подсистемы: Познавательная (восприятия, представления, понятия) Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти) Волевая (мотивы,

Подсистемы:
Познавательная (восприятия, представления, понятия)
Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти)
Волевая (мотивы, побуждения, потребности)
+ Самосознание

(«Я»)

Структура человеческой личности

Слайд 42

СВОЙСТВА «Я» Единство (различных аспектов) Постоянство (во времени) Пребывание в теле

СВОЙСТВА «Я»

Единство (различных аспектов)
Постоянство (во времени)
Пребывание в теле (образ тела)
Личностность (квалиа)
Социальность

(связь с другими)
Свободная воля (выбор)
Самосознание
Слайд 43

З.Фрейд (1856-1939) о личности три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно».

З.Фрейд (1856-1939) о личности

три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно».
«Оно»

(Id): самая древняя часть психики, здесь коренятся бессознательные, неуправляемые и агрессивные животные импульсы.
«Сверх-Я» (Super-Ego): психологическая проекция общества, культуры. Противостоит «Оно». «Сверх-Я» есть инстанция контроля, совести. Оно складывается независимо от воли индивида – прежде всего, под влиянием образа родителей.
«Я» (Ego): располагается между двумя этими мощными и древними силами, как между молотом и наковальней. «Я» раздирают две силы – влечение и принуждение. Поэтому в жизни «Я» сталкиваются два плохо согласуемых принципа – «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Конфликт между ними неизбежен.