Духовная деятельность

Содержание

Слайд 2

Изучение нового материала Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества.

Изучение нового материала

Создание и освоение духовных ценностей.
Духовная жизнь общества.
Духовный мир человека.


Вспомните. Какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

Слайд 3

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Слайд 4

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа

- язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.
Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счёте на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а её продукты — духовными ценностями.
Слайд 5

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих

вещей.

Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

Слайд 6

Отличительные признаки духовных явлений Идеальность Общественный характер духовных ценностей Содержание духовных

Отличительные признаки духовных явлений

Идеальность
Общественный характер духовных ценностей
Содержание духовных ценностей является объективным
В

процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы.
Слайд 7

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.


Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.

Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями: мода и реклама, средства массовой информации, Интернет.
В XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.

Слайд 8

Общественный характер духовных ценностей «Если у меня есть яблоко и я

Общественный характер духовных ценностей

«Если у меня есть яблоко и я отдам

его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».
Обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений
Слайд 9

Содержание духовных ценностей является объективным содержание духовных ценностей является объективным, т.

Содержание духовных ценностей является объективным

содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не

зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.

Математические теоремы
Законы грамматики
Нормы морали

Мировоззрение
Эстетические ценности
Политические ценности

Слайд 10

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы Очень

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы

Очень многие

действия людей – повседневные обычаи и торжественные церемонии, литературный язык и разговорные жаргоны, стиль одежды и прически, мимика и жесты, несомненно, носят знаковый характер. 
Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.
Слайд 11

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Слайд 12

Основные исторические формы духовной деятельности религия мораль искусство наука философия право

Основные исторические формы духовной деятельности

религия
мораль
искусство
наука
философия
право
политическая
идеология

Историческими

они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества.
Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения.
Слайд 13

Основные исторические формы духовной деятельности В различные исторические эпохи то одна,

Основные исторические формы духовной деятельности

В различные исторические эпохи то одна, то

другая форма выдвигалась на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии. В Новое время эта роль стала постепенно переходить к государству, наблюдалось уменьшение влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности, как наука, философия, политическая идеология.
В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией, однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.
Слайд 14

Виды духовной деятельности специализированная духовная деятельность развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами

Виды духовной деятельности

специализированная духовная деятельность

развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах

специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п.

неспециализированная духовная деятельность

вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность.

Слайд 15

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Слайд 16

Духовный мир человека ценности Познание любовь Творчество Вера Свобода забота о

Духовный мир человека

ценности

Познание
 любовь
Творчество
Вера
Свобода
забота о благе Отечества т.д.

антиценности

Эгоизм
Нарциссизм
стремление к безграничному богатству, славе

и господству
страсть к разрушению,
наркотическая эйфория
расизм и фашизм
Слайд 17

Слайд 18

1. Гуманизм - это: а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом

1. Гуманизм - это:
а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом

бесчеловечности;
б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;
в) сентиментальность;
г) особый вид деятельности.
2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:
а) нравственность;
б) культура;
в) общечеловеческие ценности;
г) общественное сознание.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 19

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это: а) философия;

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:
а) философия;


б) мировоззрение;
в) наука;
г) социология.
4. В наиболее полном виде мораль - это:
а) выводы, которые человек делает на основании анализа
своего поведения;
б) наука о правилах хорошего тона;
в) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 20

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не

воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:
а) искусства;
б) науки;
в) морали;
г) права.
6. К морали в отличие от права относятся:
а) любой закон;
б) Конституция государства;
в) устав общественной организации;
г) определенные принципы, нормы поведения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 21

7. Мораль в отличие от права: а) опирается исключительно на поддержку

7. Мораль в отличие от права:
а) опирается исключительно на поддержку

общества;
б) содержит нормы поведения людей;
в) возникает на основе исторического опыта людей;
г) находится в развитии.
8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?
а) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б) сделать вид, что тебя это не касается;
в) выразить соболезнование тому, кого обидели;
г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 22

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло

другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?
а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба:
б) сделать вид, что ничего не произошло;
в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).
10. Критерии духовности человека:
а) активная жизненная позиция;
б) обладание высшим образованием;
в) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 23

11. Мировоззрение в жизни человека - это: а) ориентир для его

11. Мировоззрение в жизни человека - это:
а) ориентир для его

деятельности;
б) укрепление его жизненного опыта;
в) связь с религией и наукой.
12. Уровень развития духовной культуры измеряется:
а) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;
б) качеством духовной продукции;
в) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;
г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 24

13. Мировоззрение человека зависит от: а) исторических условий; б) жизненного опыта;

13. Мировоззрение человека зависит от:
а) исторических условий;
б) жизненного опыта;


в) от уровня образования;
г) внутренней культуры.
14. Моральные качества человека:
а) заложены от рождения;
б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;
в) формируются обществом целенаправленно.
15. Культура в широком смысле - это:
а) все виды преобразовательной деятельности;
б) все, что связано с искусством;
в) производство духовных ценностей;
г) образованность человека.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 25

16. К продуктам материальной культуры не относятся: а) небоскреб; б) музыка;

16. К продуктам материальной культуры не относятся:
а) небоскреб; б) музыка;


в) автомобиль; г) телевизор.
17. К духовным ценностям относится:
а) микроскоп; б) компьютер;
в) научное открытие; г) видеокассеты.
18. Верно ли суждение?
А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.
Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Слайд 26

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Слайд 27

источники Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под

источники

Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией

Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
Павлова Анеля Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочек.
Матвеева С.В., учитель истории
Слайд 28

«Школьный философский словарь» Аксиология - философская наука о ценностях. Секуляризация -

«Школьный философский словарь»

Аксиология - философская наука о ценностях.
Секуляризация - относительное

уменьшение влияния религии.
Специализированная духовная деятельность - сфера деятельности, которая требует обладания обширными специальными знаниями и навыками.

Духовные ценности - продукты духовной деятельности.
Неспециализированная духовная деятельность - чтобы быть причастным к данной сфере деятельности, необязательно иметь
специальное образование.