Философия Иммануила Канта

Содержание

Слайд 2

Биография. Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия]

Биография.
Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant   22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия] —12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой

классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Детство и юнность.
Родился в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затепоступил в Кёнигсбергский университет. 
Слайд 3

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить

семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 м в 1740 году году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Слайд 4

Критический период. С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в

Критический период.
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта.

В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором
логики и метафизики Кёнигсбер
гского университета, где до 1797
года преподавал обширный цикл
дисциплин — философских,
математических, физических.
Слайд 5

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал

о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?
Слайд 6

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному

репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика.
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей.
Слайд 7

Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену,

Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену,

не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Смерть.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Слайд 8

Теория познания. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо

Теория познания. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо

него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». 

Философия.

Слайд 9

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта,

то его связь — всеобщность и необходимость — не из него.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.
Слайд 10

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта.
Во-первых, это

априорные
формы чувства —
пространство и время.
Во-вторых, благодаря
категориям рассудка
связываются данности
созерцания. Это
рассудочный синтез.
Слайд 11

Категория колличества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Кант выделяет 12 категорий рассудка:

Категория колличества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

Слайд 12

Категории отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие Категории модальности

Категории отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействие
Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость

и случайность
Слайд 13

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных

направления философии Канта.
1. «Звездное небо надо мной» - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии.
2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие).
Кант различает
- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт.
- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.
Слайд 14

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него

есть самосознание.
Человек — это высшая ценность, это личность.
Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.

Основные идеи Канта

Слайд 15

• Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному.

• Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.
• Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность.
• Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. Разум требует, чтобы это благо осуществлялось.

Высказывания, цитаты и афоризмы Кантa.

Слайд 16

• Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее

• Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее

должен образоваться мир.
• Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.
• Действуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных законов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы.
• В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.
Слайд 17

• Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси

• Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и

отвращения, — это, в здоровом состоянии, отдых после работы.
• В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
• Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем.
• Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.
Слайд 18

• Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что

• Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает

человека над самим собой.
• Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, — вот что несовместимо с войной.
• Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.
• Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
Слайд 19

• Женщины даже мужской пол делают более утонченным. • Большое честолюбие

• Женщины даже мужской
пол делают более утонченным.
• Большое честолюбие издавна


развращало благоразумных.
• В брачной жизни соединенная пара
должна образовать как бы единую
моральную личность.
• Кто боязливо заботится о том,
как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.
Слайд 20

• Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в

• Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в

своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
• Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
• Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.