Философия русской духовности

Содержание

Слайд 2

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в

том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Слайд 3

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая

форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
Слайд 4

Основы предмета русской философии проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого

Основы предмета русской философии

проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
проблемы

выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости
проблема идеального общества;
проблема будущего.
Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 1.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
2.философия

периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
3. философия XVIII в.;
4. философия XIX в.;
5.русская и советская философия XX в.
Слайд 6

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси Основными темами ранней

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

Основными темами ранней

русской философии были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
государство;
право;
природа.
Слайд 7

Наиболее яркие представители философии указанного периода : Иларион (основное произведение –

Наиболее яркие представители философии указанного периода :
Иларион (основное произведение – «Слове

о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а такжедругие морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Слайд 8

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного

Русского государства

Главные темы для данного периода философии:
сохранение русской духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.

Слайд 9

Видные философы данного периода: Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными

Видные философы данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами

которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
Филофей (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим-Константинополь-Москва;
Максимилиан Грек (1475-1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
Слайд 10

Андрей Курбский (1528-1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за

Андрей Курбский (1528-1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за

ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию,
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
Слайд 11

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
философию

эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
Слайд 12

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н.

Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии;
императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
войны и мира.
Слайд 13

Представителями материалистического направления: М.В. Ломоносовым (1711-1765) была заложена материалистическая традиция в

Представителями материалистического направления:
М.В. Ломоносовым (1711-1765) была заложена материалистическая традиция в русской

философии, где был сторонником механистического материализма;
им была выдвинута атомическая теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц – материальных монад.
отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое.
в философии М.В. Ломоносова большая роль уделяется этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание А.Н. Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Слайд 14

Направления русской философии XIX в. декабристское; монархическое; западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философия космизма.

Направления русской
философии XIX в.

декабристское;
монархическое;
западническое и славянофильское;
революционно-демократическое;
атеистическое;
теологическое;
философия космизма.

Слайд 15

Декабристская философия Представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М.

Декабристская философия

Представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М.

Лунина, И.Киреевского, В. Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии - социально-политическая. Ее опорные идеи:
приоритет естественного права;
отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Слайд 16

Историческая философия представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основные ее

Историческая философия

представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основные ее

направления:
философия человека;
философия истории.
Человек, по П.Я. Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций;
Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в обществе, человек становится человеком, вырастает как личность.
Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных.
П.Я.Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Слайд 17

Согласно П.Я. Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение

Согласно П.Я. Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.
Воплощение

Божественной воли – христианство; христианство – стержень, двигатель истории;
Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по П.Я. Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада;
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, философ считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Слайд 18

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений


«западников» и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
Слайд 19

РАННИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К.

РАННИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ

И. В. Киреевский (1806-1856)
А. С. Хомяков (1804-1860)
К. С. Аксаков (1817‑1860)
Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)

Слайд 20

ЗАПАДНИКИ В. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н.

ЗАПАДНИКИ

В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский (1813-1855)
Н. В. Станкевич (1813-1840)
М. А. Бакунин (1814-1876)
К.

Д. Кавелин (1818-1885)
Слайд 21

В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с

В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с

официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия.
Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев. Основные темы этой философии:
единство мира;
проблема жизни и смерти;
проблема морали и правильного (морального) образа жизни.
Слайд 22

Ф.М. Достоевский (1821 -1881) будущее России видел не в капитализме и

Ф.М. Достоевский (1821 -1881) будущее России видел не в капитализме и

не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи, традиции.
Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. ;
путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках.
Слайд 23

Русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину

Русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину

– толстовство:
многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
смысл жизни – самосовершенствование;
главное зло на Земле – смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
государство – отживающий институт, оно как аппарат насилия не имеет права на существование;
всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Слайд 24

Представителями революционно-демократического направления русской философии ХХ в. были: Н.Г. Чернышевский; народники

Представителями революционно-демократического направления
русской философии ХХ в. были:
Н.Г. Чернышевский;
народники - Н.К.

Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;
анархист П. Кропоткин;
марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» , личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Слайд 25

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем

являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).
Основными идеалами его философии были:
идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия;
идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
идея прогресса – как всеобщей связи поколений;
идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
идея Бога как выражения добра;
идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
идея Софии – всеобщей Божественной мудрости;
русская идея, состоящая, по В.С. Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Слайд 26

Русская (и советская) философия XX в. представлена: философией марксизма-ленинизма; философией космизма;

Русская (и советская) философия XX в. представлена:
философией марксизма-ленинизма;
философией космизма;
естественно-научной философией;
философией «русского

зарубежья
(на самостоятельное изучение)