Эмпиризм Локка и субъективный идеализм Беркли и Юма Подготовили: Смолина Наталья Крочак Виолетта Тс 01/1302

Содержание

Слайд 2

Джон Локк (1623-1704) Философ XVII века. Британский педагог. Представитель эмпиризма и либерализма.

Джон Локк (1623-1704)

Философ XVII века.
 Британский педагог.
Представитель эмпиризма и либерализма. 

Слайд 3

Школа/традиции: британский эмпиризм. Направление: английская философия. Развил многие философские идеи Бэкона

Школа/традиции: британский эмпиризм.
Направление: английская философия.
Развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса,

выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Слайд 4

Согласно Локку… Все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения)

Согласно Локку…

Все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и

внутреннего (рефлексии).
В основе знания лежат простые идеи, возбуждаемые в уме различными качествами тел (первичными и вторичными).
Истина – соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей.
Идея – это «все, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия мышления и понимания».
Слайд 5

Познание Интуитивное познание самоочевидных истин Демонстративное познание положений математики, этики Сенситивное познание существования единичных вещей

Познание

Интуитивное познание самоочевидных истин

Демонстративное
познание положений
математики, этики
Сенситивное
познание
существования
единичных
вещей

Слайд 6

Идеи Простые Составляют фундамент познания Сложные Комбинации различных простых и сложных идей

Идеи

Простые
Составляют фундамент познания
Сложные
Комбинации различных простых и сложных идей

Слайд 7

Беркли, по сути дела, вернулся на позиции номинализма. В трактате “О

Беркли, по сути дела, вернулся на позиции номинализма.

В трактате “О принципах

человеческого знания” философ пишет, что все, что существует – единично. Общее существует лишь как обобщенный наглядный образ единичного. С этих позиций Беркли критикует Локковскую теорию абстрагирования, объясняющую способ образования общих идей.
Слайд 8

Человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с

Человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с

которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Так, можно представить себе голову без туловища, цвет без движения, фигуру без веса.
но нельзя представить себе человека вообще, то есть человека, который был бы ни бледен, ни смугл, ни низок, ни высок.
Слайд 9

концепция репрезентативного (представительного) мышления Согласно этой концепции, нет и не может

концепция репрезентативного (представительного) мышления

Согласно этой концепции, нет и не может быть

абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода.
Слайд 10

Беркли считал, что ошибочное мнение о наличии в душе абстрактных общих

Беркли считал, что ошибочное мнение о наличии в душе абстрактных общих

идей возникает из неверного понимания языка. Человек использует в своей речи общие понятия и вследствие этого ему кажется, что он должен обладать и общими идеями, соответствующими этим словам.
Слайд 11

В качестве “наиболее абстрактной и непонятной из всех идей” Беркли рассматривал

В качестве “наиболее абстрактной и непонятной из всех идей” Беркли рассматривал

идею материи, или телесной субстанции. Философ утверждал, что отрицание идеи материи не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который и никогда не заметит ее отсутствия.
Слайд 12

Беркли утверждает, что главной ошибкой философов до него было то, что

Беркли утверждает, что главной ошибкой философов до него было то, что

они резко противопоставляли друг другу существование самое по себе и существование в виде восприятия.
Слайд 13

Таким образом, Беркли приходит к двум субъективно-идеалистическим выводам. Во-первых, мы не

Таким образом, Беркли приходит к двум субъективно-идеалистическим выводам.

Во-первых, мы не знаем

ничего, кроме наших ощущений
Во-вторых, совокупность ощущений или “собрание идей” и есть то, что объективно называют вещами.
Получается, по Беркли, что вещи или единичные продукты есть ничто иное как модификация нашего сознания.
Слайд 14

Богословы, по мнению Беркли, рассуждают следующим образом: “Бог существует, поэтому он

Богословы, по мнению Беркли, рассуждают следующим образом: “Бог существует, поэтому

он воспринимает вещи”. Следует же рассуждать так: “Чувственные вещи реально существуют, а если они существуют реально, они необходимо воспринимаются бесконечным духом, поэтому бесконечный дух или Бог существует”.
Слайд 15

Далее проблемами, обозначенными в трудах Беркли, продолжает заниматься видный британский философ

Далее проблемами, обозначенными в трудах Беркли, продолжает заниматься видный британский философ

Давид Юм (1711 – 1776 гг.).
Слайд 16

В своей творческой деятельности он уделял внимание проблемам истории, этики, экономики,

В своей творческой деятельности он уделял внимание проблемам истории, этики, экономики,

философии, религии. Но центральное место в его исследованиях занимали вопросы теории познания.
Слайд 17

Вслед за Локком и Беркли…… Юм осмысливает опыт, в значительной мере,

Вслед за Локком и Беркли……

Юм осмысливает опыт, в значительной мере,

как процесс. Однако структура опыта в концепции Юма имеет ряд особенностей. Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия, которые состоят из двух форм познания: впечатлений и идей.
Слайд 18

Следуя разработанной Локком терминологии Юм делит все впечатления на “впечатления ощущения”

Следуя разработанной Локком терминологии

Юм делит все впечатления на “впечатления ощущения” и

“впечатления рефлексии”
По заявлению Юма, впечатления рефлексии, возникают в результате действия на ум некоторых идей ощущений (то есть копии впечатлений, ощущений).
Слайд 19

. Юм утверждает, что “человеческой природе” изначально присуще некоторое важное свойство

. Юм утверждает, что “человеческой природе” изначально присуще некоторое важное свойство

или “принцип”. Таким принципом он объявляет принцип ассоциации. Сущность этого принципа, по его мнению, непознаваема. Но его внешние проявления обнаруживаются в трех типах ассоциации идей.
Первый тип – ассоциации по сходству. По этому типу ассоциации мы познаем подобное так же, как если видим портрет какого-либо человека, то сразу оживляем в памяти образ этого человека.
Второй тип – ассоциации по смежности в пространстве и времени. Юм считает, что, если находишься недалеко от дома, мысль о близких значительно ярче и живее, чем в случае, если бы ты находился от дома на значительном расстоянии.
Третий тип – ассоциации причинности. Это учение является одним из главных достижений Юма. Согласно Юму, все эти типы ассоциаций или принципы не являются врожденными свойствами человеческого сознания, а получены из опыта.
Слайд 20

Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо, так как то, что

Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо, так как то, что

считается следствием, не содержится в том, что считают причиной. Следствие логически не выводимо из причины и не похоже на нее.
Слайд 21

Юм впадает в серьезное противоречие, когда, с одной стороны, утверждает, что

Юм впадает в серьезное противоречие, когда, с одной стороны, утверждает, что

понятие причинности мы можем получить и действительно получаем только из опыта, а с другой – он заявляет, что опыт совершенно ничего не говорит нам о порождении действий причинами, то есть не доказывает объективности причинных отношений.