Эстетика как наука

Содержание

Слайд 2

Эстетика – философская наука, рассматривающая законы восприятия и оценки человеком явлений

Эстетика – философская наука, рассматривающая законы восприятия и оценки человеком явлений

окружающего мира с точки зрения категорий «красота», «прекрасное». Эстетика – наука, занимающаяся теоретическим осмыслением творческого процесса и его результатов. Одной из сторон эстетики является художественная критика
Слайд 3

В центре внимания эстетики находится художественное творчество в его эстетическом отношении

В центре внимания эстетики находится художественное творчество в его эстетическом отношении

к действительности и его значении для человека и человечества
Слайд 4

Основные вопросы эстетики Понятие художественного образа и художественной реальности; Законы художественного

Основные вопросы эстетики

Понятие художественного образа и художественной реальности;
Законы художественного освоения мира

посредствам различных видов искусства (литературы, театра, живописи…);
Природа, генезис и динамика искусства как способа освоения мира;
Социальное бытие художественное реальности – условия существования произведения как носителя художественной реальности
Слайд 5

Основные вопросы эстетики Социальное бытие художественное реальности – условия существования произведения

Основные вопросы эстетики

Социальное бытие художественное реальности – условия существования произведения как

носителя художественной реальности
Проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения
Слайд 6

Основные вопросы эстетики Индустриальная эстетика – теория дизайна, обобщение опыта проектирования,

Основные вопросы эстетики

Индустриальная эстетика – теория дизайна, обобщение опыта проектирования, индустриального

воплощения, серийного изготовления полезных и одновременно красивых вещей (эстетически ценный продукт производства)
Дизайнер имеет дело с предметом, но цель его – человек. Цель технической эстетики – гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика – свод требований, предъявляемых к промышленным изделиям.
Слайд 7

Эстетические ценности – явление динамичное. Они формировались из наблюдений над природой,

Эстетические ценности – явление динамичное. Они формировались из наблюдений над природой,

впоследствии неоднократно переосмыслялись и оказывали влияние на творчество художников, поэтов, музыкантов.
Слайд 8

Эстетика и художественный процесс 1. Эстетика как свод представлений о прекрасном

Эстетика и художественный процесс

1. Эстетика как свод представлений о прекрасном должна

предписывать творцам правила создания их творений;
2. Эстетика ничего не предписывает, она рассматривает факты, то есть уже сотворенные произведения
Слайд 9

Категории эстетики КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые

Категории эстетики

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают

существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.
Слайд 10

Категории эстетики Прекрасное – безобразное Возвышенное – низменное; сакральное - профанное Комичное - трагичное

Категории эстетики

Прекрасное – безобразное
Возвышенное – низменное; сакральное - профанное
Комичное - трагичное

Слайд 11

Аспекты эстетической деятельности 1. Художественно-практический (свадебный или похоронный обряды, этикет…) 2.

Аспекты эстетической деятельности

1. Художественно-практический (свадебный или похоронный обряды, этикет…)
2. Художественно-творческий (создание

произведений искусства)
3. Художественно-рецептивный (восприятие произведений искусства)
4. Рецептивно-эстетический (восприятие красоты нерукотворного пейзажа)
Слайд 12

Аспекты эстетической деятельности 5. Духовно-культурный (выработка личного вкуса и идеалов, формирование

Аспекты эстетической деятельности

5. Духовно-культурный (выработка личного вкуса и идеалов, формирование системы

оценок)
6. Теоретический (выработка эстетических концепций и взглядов)
Слайд 13

Соотношение художественной и эстетической деятельности Художественное творчество – высшая форма эстетической

Соотношение художественной и эстетической деятельности

Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности.
Эстетическая

деятельность ведется не только по законам красоты и создает только прекрасное. И трагическое и комичное, и прекрасное и безобразное могут определять характер и результат эстетической деятельности. Эстетическая деятельность шире художественной, она охватывает культуру целиком (и процесс труда и быта…)
Слайд 14

Дизайн Дизайн – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств

Дизайн

Дизайн – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных

изделий;
Дизайн - это художественное проектирование красивой и полезной вещи;
Дизайн – область предметного мира, создаваемого человеком посредствам индустрии, по законам красоты и функциональности
Слайд 15

Дизайн Создает особый зрительный язык формы, особый визуальный язык. Знаки этого

Дизайн

Создает особый зрительный язык формы, особый визуальный язык. Знаки этого языка:

пропорции, оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба (В. Гроппиус).
Цвет, форма, ритм, масштаб и назначение (функция) предмета неделимы и являются важнейшими факторами сферы дизайна
Слайд 16

Полный дизайн предполагает: 1. Выдвижение проектной идеи 2. Разработка новой функциональной

Полный дизайн предполагает:
1. Выдвижение проектной идеи
2. Разработка новой функциональной структуры
3. Стилистическое

оформление предмета.
Если только 2 и 3 – модернизация; если только 3 – стилизация, стайлинг.
Слайд 17

Терминологический аппарат эстетической деятельности Эстетическое представление – результат эстетического восприятия Эстетическое

Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетическое представление – результат эстетического восприятия
Эстетическое впечатление –

память об эстетических представлениях, их оценка, закрепление в сознании.
Эстетический вкус – система эстетических предпочтений и ориентиров, основанная на культуре личности и творческой переработке эстетических впечатлений
Слайд 18

Терминологический аппарат эстетической деятельности Эстетический идеал -представление о высшей гармонии и

Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетический идеал -представление о высшей гармонии и совершенстве

в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Любое явление оценивается путем его сравнения с идеалом.
Идеал не совпадает с действительностью, является гиперболизацией лучшего в ней, еще не существующего, но потребность в котором уже осознана.
Слайд 19

Терминологический аппарат эстетической деятельности Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующих

Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующих в

данном обществе и определяющих эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их культурной деятельности (материальной и духовной)
Слайд 20

Эстетическое как категория эстетики Эстетическое – метакатегория, которая отражает то общее,

Эстетическое как категория эстетики

Эстетическое – метакатегория, которая отражает то общее, что

присуще прекрасному и безобразному, комичному и трагичному, возвышенному и низменному и другим сторонам бытия жизни и искусства.
Слайд 21

Концепции происхождения прекрасного 1. Эстетическое – результат проявления Божественного начала. 2.

Концепции происхождения прекрасного

1. Эстетическое – результат проявления Божественного начала.
2. Эстетическое –

проекция духовного богатства (бедности) личности на эстетически нейтральную действительность
3. Эстетическое (прекрасное) – тесть результат соотнесения свойств действительности (творения) с человеком как мерой красоты, с нашими представлениями о красоте
Слайд 22

Концепции происхождения прекрасного 4. Эстетическое – естественное свойство предметов, такое же

Концепции происхождения прекрасного

4. Эстетическое – естественное свойство предметов, такое же как

вес, цвет, симметрия, форма. Минусом этого подхода является то, что мерой измерения эстетических категорий является вкус – который не является точным и объективным инструментом (как линейка, весы…).
5. Эстетическое – общепризнанное, общезначимое (признанное большинством…)
Слайд 23

Прекрасное как категория эстетики 1. Прекрасное = полезное; творение жизни, источник

Прекрасное как категория эстетики

1. Прекрасное = полезное; творение жизни, источник благ

(Древний мир)
2. Прекрасное = космическое совершенство, реальное бытие – эталон прекрасного, всеобщая гармония мироздания. Слово космос одновременно означало мироздание, украшение, наряд, гармония (Античность).
Пифагорейцы выделили пары противоречий как основу гармонии мира: конечное – беспредельное; покоящееся – движущееся, самец – самка, прямое – кривое, добро – зло. Категория прекрасного включена в добро, а безобразного – в зло.
Слайд 24

Прекрасное как категория эстетики Пифагорейцы подходили к прекрасному с математической точки

Прекрасное как категория эстетики

Пифагорейцы подходили к прекрасному с математической точки зрения

(принципы золотого сечения и гармоничных пропорций).
Красота невозможна без гармонии, гармония – единство многообразного. Гармония – созвучность космосу, нахождение противоположностей в соразмерной смеси.
Слайд 25

Прекрасное как категория эстетики Гераклит – Гармония – динамическое равновесие. Первоэлемент

Прекрасное как категория эстетики

Гераклит – Гармония – динамическое равновесие. Первоэлемент –

огонь – трансформирующее начало. Красота также умирает и воскресает в новых формах. Единство в борьбе противоположностей. Живопись рождается из смешения разных (противоположных) красок, музыка из разных звуков. Гераклит (в отличии от пифагорейцев) утверждал относительность человеческих суждений относительно прекрасного и безобразного, и считал, что прекрасное нельзя понять математически – только интуитивно (созерцанием) или через путь откровений мирового разума.
Слайд 26

Прекрасное как категория эстетики Эмпидокл – мир состоит из четырех элементов:

Прекрасное как категория эстетики

Эмпидокл – мир состоит из четырех элементов: земля,

вода, огонь, воздух. Первоэлементы соединяет Любовь. Из этого рождается Прекрасное. Или их соединяет Вражда – из этого рождается безобразное. Гармония – единство множества.
Сократ – предмет прекрасен если он соответствует своему назначению; прекрасно и полезно и хорошо = почти синонимичны (что прекрасно для борьбы, дурно – для бега и наоборот).
Слайд 27

Прекрасное как категория эстетики Сократ – Прекрасное – это и единичная

Прекрасное как категория эстетики

Сократ – Прекрасное – это и единичная категория

и всеобщая. «Из городов самый прекрасный – Аргос, из лошадей – фракийские, из женщин – спартанские».
Общее проявляющееся через единичное.
Кроме того, Сократ вводит понятие «степень красоты». Для определения ее предмет сравнивают с другими предметами. «Прекраснейшая из обезьян – безобразна, если ее сравнить с человеком».
Слайд 28

Прекрасное как категория эстетики Сократ – прекрасное – также и уместное,

Прекрасное как категория эстетики

Сократ – прекрасное – также и уместное, подходящее,

пригодное, общепринятое, нормальное, сложившееся веками и освященное традицией, что пригодно для совершения добра, то есть полезное.
Платон – различает добро и красоту.
«Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает». Прекрасное – скорее сам принцип прекрасного, а не конкретные вещи. (Реальный мир – отражение мира идей).
Слайд 29

Прекрасное как категория эстетики Платон – Познать прекрасное можно через воспоминание

Прекрасное как категория эстетики

Платон – Познать прекрасное можно через воспоминание бессмертной

души о том времени, пока она не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей. Наивысший этап постижения красоты – постижение красоты духовной, а созерцание красоты телесной – начало пути (нечто незначительное).
Слайд 30

Прекрасное как категория эстетики Аристотель – Прекрасное – не объективная идея,

Прекрасное как категория эстетики

Аристотель – Прекрасное – не объективная идея, а

объективное качество явлений. Принцип красоты – принцип соразмерности (близко к пифагорейскому пониманию космической гармонии). Красивое = соразмерное человеку. (Человек мерило всех вещей). Образы искусства должны быть столь же прекрасны, сколь моральны, высоки и чисты. Искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает.
Слайд 31

Прекрасное как категория эстетики Плотин – красота в пропорциональности, симметрии, соразмерности

Прекрасное как категория эстетики

Плотин – красота в пропорциональности, симметрии, соразмерности частей

по отношению друг к другу и общему целому.
Средневековая философия – Красота мира восходит к Богу. Прекрасное облегчает путь к вере, оно обусловлено формальными элементами, такими как (пропорции, гармония, ясность). Прекрасное успокаивает желания человека и способствует его восхождению к вершинам своего предназначения. Идея созерцания красоты Бога во всех его творениях. Бог присутствует в красоте реальной вещи.
Слайд 32

Прекрасное как категория эстетики Гуманисты возрождения – утверждали радость от созерцания

Прекрасное как категория эстетики

Гуманисты возрождения – утверждали радость от созерцания красоты

природы. Гармония внешней и внутренней красоты. Внешняя красота – атрибут добродетели. Канон красоты – женское тело. Прекрасное – знак добра, безобразное – зла.
Эстетика классицизма – прекрасное = изящное (не природа во всем ее буйстве, а подстриженные деревья в парке). Прекрасно только правдивое. Подражание красоте природы – цель искусства.
Слайд 33

Прекрасное как категория эстетики Французское просвещение – Прекрасное – понятие относительное

Прекрасное как категория эстетики

Французское просвещение – Прекрасное – понятие относительное (если

спросить у жабы, то прекрасна другая жаба, история про лебедя, лягушку и рай).
Вольтер: «Ложный вкус – порождение искусственности, мать истинного вкуса – природа».
Красота – естественное свойство самой природы, так же как вес, объем, цвет.
Дидро уравнял красоту с добром, этику с эстетикой
Слайд 34

Прекрасное как категория эстетики Французское просвещение – Дидро различал: морально-прекрасное (в

Прекрасное как категория эстетики

Французское просвещение –
Дидро различал: морально-прекрасное (в нравственных

отношениях), литературно-прекрасное – в литературных произведениях, подражательно прекрасное – воспроизведение в искусстве отношений, существующих в природе. Прекрасное в природе – естественное, в ремеслах – виртуозное, в нравах – моральное, в искусстве – правдивое. Телесная красота – сочетание красоты формы, цвета и выражения.
Слайд 35

Прекрасное как категория эстетики Кант – различал прекрасное и полезное. Отношение

Прекрасное как категория эстетики

Кант – различал прекрасное и полезное. Отношение человека

к прекрасному созерцательное (непрактичное, очищенное от материального содержания).
Шиллер – красота – это свобода, основа красоты – простота, красота – естественное совершенство.