Европейская философия XVIII века

Слайд 2

1. Г.В. Лейбниц. Г.В. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик, логик.

1. Г.В. Лейбниц.

Г.В. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик,

логик.
Мир состоит из мельчайших единиц, или монад – духовных элементов бытия, обладающих творческой активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. По сути, монады – это субстанции. К понятию монады, по Лейбницу, применим принцип самодвижущегося начала, деятельной силы. Мир - есть одухотворенная материя, управляемая надмировым Богом. Управление мира определяется «предустановленной Богом гармонией». Мир имеет свою иерархичную структуру: нижний уровень (монады, составляющие растения и минералы) – имеют смутные представления. Средний уровень – животные (им присущи ощущения) и высший уровень (монады человека) – ясное понимание, осмысление и самопознание.
Слайд 3

Монадное строение сущего Лейбниц заимствовал у Бруно, а теология вместе с

Монадное строение сущего Лейбниц заимствовал у Бруно, а теология вместе

с «предустановленной гармонией», с одной стороны, определяющая всеобщую необходимость, а с другой, самоэнергийность монад, предполагающая наличие свободной воли, наподобие человеческой, - все это говорит о диалектическом понимании мира Лейбницем.
Слайд 4

2. Дж. Беркли. Дж. Беркли (1685-1753) – ирландский философ. Согласно Беркли,

2. Дж. Беркли.

Дж. Беркли (1685-1753) – ирландский философ. Согласно Беркли,

у людей нет и не может быть чувственного восприятия мира материи как таковой, поскольку наше восприятие любой вещи разлагается на сумму отдельных ощущений «идей». В таком случае от материи не остается единства (мы воспринимаем лишь поверхностную часть ее элементов. Отсюда постулат: быть, значит быть воспринятым. Однако бытие не исчезает, поскольку кто-то что-то в любом случае воспринимает в какое-то время.
По крайней мере постоянным наблюдателем мира является бог, неустанный «восприниматель» всего бытия. Если Бога нет, то тогда материальные объекты имели бы стихийное бытие; раз восприняты, они тут бы исчезали. Бог позволяет как бы удерживать мир в постоянстве его восприятия людьми и по воле Бога в нас все-таки всегда возникают идеи всего сущего. Бог – вечный свидетель бытия и гарант его обнаруживания людьми. Чувственные впечатления – это лишь феномены психики, они имеют относительную природу. Философия Беркли является соединительным звеном между объективным идеализмом и субъективным идеализмом.