Философия античности

Содержание

Слайд 2

Ранняя греческая философия - натурфилософия; - поиски первоначала – архэ; -

Ранняя греческая философия

- натурфилософия;
- поиски первоначала – архэ;
- космоцентризм.
Первая философская

школа – Милетская
Первый философ – Фалес
(640 – 545 г. до н.э.)
Слайд 3

Ранняя греческая философия Милетская школа Анаксимандр (ок. 610— 546 гг. до

Ранняя греческая философия

Милетская школа
Анаксимандр
(ок. 610— 546 гг. до н.э.)
ученик Фалеса
Первоначало

апейрон.
(нечто беспредельное, бесконечное,
вечное, не сводится к конкретным веществам)
Анаксимен
(ок. 588-525 гг. до н.э.)
ученик Анаксимандра
Первоначало – воздух.
Слайд 4

Ранняя греческая философия Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок.460гг. до н.э.)

Ранняя греческая философия

Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок.460гг. до н.э.)

Слайд 5

Ранняя греческая философия Первоначало – огонь, он же Логос. Родоначальник диалектики.

Ранняя греческая философия

Первоначало – огонь, он же Логос.
Родоначальник диалектики.
Платон: «Гераклит говорит

где-то, что все движется и ничто не остается на месте, и, образно сравнивая сущее с течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку».
«Борьба — отец всего и царь над всем».
«Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости»

Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок.460гг. до н.э.)

Слайд 6

Ранняя греческая философия Элейская школа Ксенофан (ок. 565—473 гг. до н.э.)

Ранняя греческая философия

Элейская школа
Ксенофан (ок. 565—473 гг. до н.э.)
Первоначало –

земля.
«…если бы быки, лошади и львы имели руки
и могли бы ими рисовать и создавать произведения
(искусства), подобно людям, то лошади изображали
бы богов похожими на лошадей».
Бог единый, он не похож на человека, он есть мышление.
Парменид (504/501 до н.э. - ?)
Поставил проблему бытия.
Бытие тождественно мышлению.
Непротиворечивость – свойство бытия и мышления.
Бытие едино, неделимо, неподвижно.
Слайд 7

Ранняя греческая философия Элейская школа Зенон (ок. 490—430 гг. до н.э.)

Ранняя греческая философия

Элейская школа
Зенон (ок. 490—430 гг. до н.э.)
ученик Парменида
Сформулировал апории:
«Дихотомия»
«Стрела»


«Ахиллес и черепаха»
«Стадион»
Слайд 8

Ранняя греческая философия Атомизм Левкипп Демокрит (ок. 460г. – 370г.) Все

Ранняя греческая философия

Атомизм
Левкипп
Демокрит (ок. 460г. – 370г.)
Все состоит из атомов.
Есть

бесконечное число их форм.
Атомы движутся в пустоте.
Левкипп: «Ни одна вещь
не происходит попусту, но все
в силу причинной связи и
необходимости».
Случайность – то, причин чего мы
не знаем.
Детерминизм
Слайд 9

Софисты Протагор (ок. 480–410 до н.э.) Горгий (ок. 480–380 до н.э.)

Софисты

Протагор (ок. 480–410 до н.э.)
Горгий (ок. 480–380 до н.э.) и

др.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют».
Софизмы

Вор не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть дело хорошее.
Следовательно, вор желает хорошего.

Слайд 10

Сократ (470—399 гг. до н.э.)

Сократ (470—399 гг. до н.э.)

Слайд 11

Сократ (470—399 гг. до н.э.) Выступал против софистов. «Я знаю, что

Сократ (470—399 гг. до н.э.)
Выступал против софистов.
«Я знаю, что ничего не

знаю, но другие не знают и этого».
Особый метод – майевтика.
Знание – это способность дать определение.
Этический рационализм: добродетель – это знание блага.
Слайд 12

Платон (427—347 гг. до н.э.) Вся европейская философия есть не что

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Вся европейская философия есть не что иное,

как серия примечаний к диалогам Платона
А.Уайтхед

Объективный идеализм:
мир идей (эйдосов)
и мир вещей

Слайд 13

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Слайд 14

Платон (427—347 гг. до н.э.) Объективный идеализм: мир идей (эйдосов) и

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Объективный идеализм:
мир идей (эйдосов) и мир

вещей.
Мир идей – совершенный оригинал, а мир вещей – несовершенная копия.
Идеи иерархически упорядочены.
Слайд 15

Платон (427—347 гг. до н.э.) Гносеология: познание – это припоминание уже виденного. Образ души как колесницы

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Гносеология: познание – это припоминание уже виденного.

Образ души как колесницы
Слайд 16

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) «Великий систематизатор» Предложил первую классификацию наук

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

«Великий систематизатор»

Предложил первую классификацию наук

I. Введение в

философию

Логика

II. Теоретическая философия

III. Практическая философия

Физика (вторая философия)

Метафизика
(первая философия)

Этика

Политика

Экономика

IV. Творческая философия

Эстетика

Риторика

Слайд 17

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Метафизика «Платон мне друг, но истина

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Метафизика
«Платон мне друг, но истина дороже!»
Учение о

материи и форме

Платон: идея и вещь

Аристотель: материя и форма

Слайд 18

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Метафизика Виды причин: Телеология

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Метафизика

Виды причин:

Телеология

Слайд 19

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Логика Формальная логика 1. Кафля всегда

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Логика
Формальная логика

1. Кафля всегда либо бегает, либо

дышит
а) Кафля дышит на бегу
б) Кафля не дышит стоя
в) Кафля не дышит на бегу
Слайд 20

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Логика Формальная логика 2. В природе

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Логика
Формальная логика

2. В природе обнаружено более десятка

тиалей. Все обнаруженные тиали сплошь красного цвета.
а) по крайней мере некоторые из тиалей красного цвета;
б) по крайней мере некоторые из тиалей зеленые;
в) некоторые тиали (из тех, что уже обнаружены) могут оказаться не красными.
Слайд 21

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Логика Законы логики A ≡ A

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Логика
Законы логики

A ≡ A

Закон тождества

Логические выводы надёжны лишь

при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.
Слайд 22

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Логика Законы логики A ≡ A

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Логика
Законы логики

A ≡ A

Закон тождества

Логические выводы надёжны лишь

при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

Закон (запрета)
противоречия

~ [A Λ (~A)]

Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.

Слайд 23

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Логика Законы логики A ≡ A

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Логика
Законы логики

A ≡ A

Закон тождества

Логические выводы надёжны лишь

при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

Закон (запрета)
противоречия

Закон
исключенного
третьего

~ [A Λ (~A)]

A V (~A)

Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.

Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.

Слайд 24

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Психология, этика и политика – самостоятельно!

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
Психология, этика и политика –
самостоятельно!

Слайд 25

Эллинистические школы

Эллинистические школы

Слайд 26

Эллинистические школы понимание цели философии как обретения счастья. Основные черты философии

Эллинистические школы

понимание цели философии
как обретения счастья.

Основные черты философии периода:

-

на первый план выходит этика;

В определенном смысле – возвращение
к досократикам.

- снижение теоретического уровня;

особая значимость проблемы свободы
и ее достижения;

Слайд 27

Эллинистические школы 1. Эпикурейство Эпикур (342/ 341—270/271 гг. до н.э.) Атомизм

Эллинистические школы

1. Эпикурейство

Эпикур
(342/ 341—270/271 гг. до н.э.)

Атомизм
В отличие от

Демокрита: атомы могут самопроизвольно отклоняться (т.е. допускает случайность).

Цель жизни – счастье.
Человек стремится к наслаждению,
а наслаждение – это отсутствие страданий.
Помеха – страхи.
Не нужно бояться судьбы, т.к. ее нет (случайные отклонения атомов).
Не нужно бояться богов, т.к. они бессмертны,
блаженны и не вмешиваются в дела людей.
Не нужно бояться смерти:«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

Слайд 28

Эллинистические школы 2. Кинизм Основатель – Антисфен (444—368 гг. до н.э.)

Эллинистические школы

2. Кинизм

Основатель – Антисфен
(444—368 гг. до н.э.)

Самый известный – Диоген

Синопский
(400—323 гг. до н.э.)

Цель жизни – счастье.
Чем меньше потребностей, тем проще достичь счастья.
Нужно уметь довольствоваться малым.
Главное – не идеи и теории, а образ жизни.
Первые космополиты.

Слайд 29

Эллинистические школы 3. Стоицизм Основатель - Зенон из Китиона (ок. 336—264

Эллинистические школы

3. Стоицизм

Основатель - Зенон из Китиона
(ок. 336—264 до н. э.)

Луций

Анней Сенека
(ок. 4—65)

В основе мира лежит т.н.«творческий огонь»,
он же Бог, он же Логос.
Мир рождается в мировом пожаре и сгорает в нем (цикличность).

Детерминизм, фатализм.
Идея судьбы:
«Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет».

Слайд 30

Эллинистические школы 3. Стоицизм Основатель - Зенон из Китиона (ок. 336—264

Эллинистические школы

3. Стоицизм

Основатель - Зенон из Китиона
(ок. 336—264 до н. э.)

Луций

Анней Сенека
(ок. 4—65)

Цель жизни – счастье.
Достичь его можно через жизнь в согласии с природой и бесстрастность.
Свобода есть познанная необходимость.

Автаркия — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей.
Апатия – бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Слайд 31

Эллинистические школы 4. Скептицизм Пиррон (360— 270 гг. до н.э.) 1.

Эллинистические школы

4. Скептицизм

Пиррон
(360— 270 гг. до н.э.)

1. Природа вещей непостижима, у

нас нет критерия истины.
2. Нужно воздерживаться от суждений.
3. Это даст возможность достичь невозмутимости и спокойствия души, т.е. атараксии.

Секст Эмпирик
(вторая пол. II — нач. III вв.)

Слайд 32

Рафаэль «Афинская школа»

Рафаэль «Афинская школа»