Философия Древней Индии и Китая

Содержание

Слайд 2

ортодоксальные (признают авторитет «Вед») Веданта Йога Санкхья Ньяя Вайшешика Миманса неортодоксальные

ортодоксальные
(признают авторитет «Вед»)
Веданта
Йога
Санкхья
Ньяя
Вайшешика
Миманса
неортодоксальные
(не признают авторитет «Вед»)
Буддизм
Джайнизм
Чарвака

Основные философские системы

(даршаны) Древней Индии

«ВЕДЫ» - время письменного оформления XVI до н.э. – V н.э. До этого устная традиция.
Древнейший текст датируется ХI веком.

Слайд 3

1. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ (анализ состава сознания и его типология). Преимущество идеализм

1. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
(анализ состава сознания и его типология). Преимущество идеализм
2.

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЕЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
(ЙОГА)
ОСОБЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ
Слайд 4

ИДЕАЛИЗМ Существует объективный Дух (Брахман) как истинная, первичная и вечная реальность.

ИДЕАЛИЗМ
Существует объективный Дух (Брахман) как
истинная, первичная и вечная реальность.
Высшее Сознание.

Символ - круг.
Брахман - источник духовных ценностей –
любви, счастья, добра, мира.
Брахман - Творец материального мира. «Дни и ночи» Брахмана. Пульсирующая Вселенная, переходящая от бытия к небытию.
Материя - вторичная реальность, невечная, иллюзорная.

ВЕДАНТА (от санскрит. «знание»)

Слайд 5

В человеке есть субъективный дух (Атман), который тождественен Брахману. Атман –

В человеке есть субъективный дух (Атман), который тождественен Брахману. Атман –

сущность человека.
Атман помещается в материальную оболочку - Тело. Возникают два типа сознания –
Сознание Атмана и Сознание Тела (Эго).
4. Сознание Атмана порождает мысли Атмана о любви, мире, добре.
Сознание Тела обеспечивает потребности тела и
порождает мысли Я-Эго: «Я хочу», «Я голоден»,
«Я недоволен». Тело никогда нельзя полностью удовлетворить (постоянно чего-то требует: пищи, тепла, сна, секса и т.д.).
Тело – источник страданий, страха, неудовлетворенности.
Атман – источник любви и счастья.
Слайд 6

Закон непостоянства материального мира Все проблемы человека связаны с непониманием этой

Закон непостоянства материального мира
Все проблемы человека связаны с непониманием этой

истины. Человек создает привязанности (ГУНА) к объектам материального мира – вещам, людям, мыслям-идеям. Ему хочется быть вечно молодым, здоровым, богатым, любимым, не расставаться с любимыми людьми.
Но это невозможно, так как все в этом мире невечно. «Попробуйте зачерпнуть рукой воду и удержать ее в ладони – так же невозможно удержать материальный мир». Теряя объекты своих привязанностей, человек страдает.
Слайд 7

Слайд 8

5. В душе человека (джива) происходит постоянная борьба Атмана и Тела-Эго.

5. В душе человека (джива) происходит постоянная борьба Атмана и

Тела-Эго.
Каждый человек делает свой выбор.
ДУША (джива) = ТЕЛО + ДУХ (Атман)
Цель веданты – просветление, т.е. осознание первичности Атмана (Брахмана). Тело – смертно, Атман – вечный.
Счастье духовно по природе.
7. Вера в рейнкарнацию, которая продолжается до тех пор, пока человек не достигает просветление (самадхи).
Слайд 9

Закон причинно-следственных связей (карма) (ничто не возникает без причины и не исчезает без следствия).

Закон причинно-следственных связей (карма)
(ничто не возникает без причины и не

исчезает без следствия).
Слайд 10

В широком смысле слова йога – система психопрактик, направленных на духовное

В широком смысле слова
йога – система психопрактик, направленных на духовное

и психическое развитие человека
Разнообразие видов йоги
Раджа – королевская йога
джняна – йога познания
тантра – йога союза духа и материи
карма – йога действий
бхакти – йога преданности, служения и полной отдачи
хатха – йога тела и др.

ЙОГА (от санскрит. «соединение», «гармония», «упражнение»)

Слайд 11

В узком смысле слова, йога – это философия РАДЖА-ЙОГИ основоположник –


В узком смысле слова,
йога – это философия РАДЖА-ЙОГИ
основоположник –

Патанджали, который
признавал реальность духа (Пуруша) и материи (пракрити). ДУАЛИЗМ
8 ступеней йоги
1. ЯМА – моральные заповеди (ненасилие, правдивость, нестяжательство, целомудрие, неворовство);
2. НИЯМА - развитие добродетей (чистота, скромность, стремление к познанию, самодисциплина);
3. АСАНА - позы тела, ведущие к его здоровью, тренировка гибкости и растяжки;
4. ПРАНАЯМА – дыхательные упражнения, которые влияют на мышление и тело;
5. ПРАТЬЯХАРА – подчинение органов чувств;
6. ДХАРАНА – развитие концентрации на объекте;
7. ДХЬЯНА – созерцание объекта до полного слияния с ним;
8. САМАДХИ – просветление, освобождение духа от плена материи.