Содержание
- 2. Содержание Периодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи досократиков Рождение философии в Греции
- 3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Философия эпохи досократиков-физиков Начало VI – вторая пол. V вв. до н.э. Космоцентризм:
- 4. ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ ДВЕ основные проблемы (связанные) философии эпохи физиков (раннегреческой натурфилософии): Проблема первоначала (субстанции) мира. Проблема
- 5. РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ © Схема Н. Бирюкова
- 6. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ Аграгант Милет Афины Абдера Элея
- 7. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ Милет Эфес © Схема Н. Бирюкова Аграгант Элея Абдера
- 8. ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИ МИЛЕТ ЭФЕС
- 9. РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ГОМЕР ФАЛЕС генетический принцип субстанциальный принцип АРХЭ
- 10. ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ» «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех
- 11. СУБСТАНЦИЯ – предельное, фундаментальное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость мира и его свойств к
- 12. ПЕРВОНАЧАЛО МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
- 13. Первоначалом мира не может быть ни одна из конкретных стихий – чтобы лежать в основании бесконечного
- 14. АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.) Первоначалом мира считал воздух Апейрон – свойство воздуха Все остальные стихии
- 15. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит (Рафаэль) Впервые сделал предметом теоретического анализа феномен подвижности, изменчивости
- 16. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит «ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ Даже в одну и
- 17. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит «ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ Даже в одну и
- 18. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит (кисть Брюггена) «Этот Космос, единый во всем, не создал
- 19. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит Был ли Гераклит настоящим диалектиком? Ведь диалектика – общая
- 20. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит (кисть Брюггена) АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕ ЗНАЛА И НЕ МОГЛА
- 21. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит Фактически у всех античных философов присутствует идея цикличности –
- 22. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.) Гераклит, «плачущий философ» Демокрит, «смеющийся философ» Гераклит писал очень сложным,
- 23. ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА Душа бессмертна Душа переселяется (метемпсихоз – некоторый аналог индийской сансары) Все в
- 24. ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА Пифагорейцы подвели математический базис под музыку Упорядоченность, гармония могут быть выражены числовыми
- 25. ПИФАГОР
- 26. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ Аграгант Милет Афины Абдера Элея
- 27. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ Парменид (540 – 470 гг.) Зенон Элейский (490 – 430 гг.) Первые теоретики
- 28. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ Впервые в явной форме поставили вопрос о соотношении бытия и мышления (у них
- 29. КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА Критика религиозного антропоморфизма (традиционные боги – творения людей, которые создают их по своему
- 30. КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА 1. Бог = Мир = Ум 2. Бог = Единство мира (его важнейшее
- 31. ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.) Бытие есть, а небытия нет. Почему нет небытия? – Потому, что
- 32. ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.) Бытие есть, а небытия нет. Почему нет небытия? – Потому, что
- 33. ПАРМЕНИД ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ Панлогизм – учение о тождестве бытия
- 34. ПАРМЕНИД Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении их существенных определений. Я ОБЪЕКТ
- 35. ПАРМЕНИД ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ К Пармениду возникают очевидные вопросы. Если
- 36. К Пармениду возникают очевидные вопросы. Если бытие = мышление, то получается, что то, что вне мышления
- 37. К Пармениду возникают очевидные вопросы. 2) Мы же можем помыслить и то, чего нет (в реальном
- 38. ПАРМЕНИД ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ Данные вопросы и ответы наводят на
- 39. «Путь истины» и «путь мнения» Бытие Вечно Едино Неподвижно Умопостигаемо (Мыслимо) Предмет знания Существование Преходяще Множественно
- 40. МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО Панлогистский тезис о тождестве бытия и мышления, или тезис о непредставимости мыслимого можно доказать
- 41. ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ ЕСЛИ НЕЧТО МОЖЕТ МЫСЛИТЬСЯ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ (НАГЛЯДНО) ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ,
- 42. ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.) ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО МЫСЛИМОЕ
- 43. ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430) МЫСЛИМОЕ ПРЕДСТАВИМОЕ Г, А ⇒ С & ¬ С Г ⇒
- 44. АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО Апории против возможности мыслить множественность БЫТИЕ ЕДИНО Апории против возможности мыслить движение БЫТИЕ
- 45. ДИАЛЕКТИКА (?) ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО БЫТИЕ ЕДИНО БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – ОДНОСТОРОННЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА В СТАТИКЕ,
- 46. АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО Пример + Пусть вещей много Тогда их ровно столько, сколько их есть Их
- 47. АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА» Невозможно помыслить сам процесс движения –по сути, главную характеристику чувственного мира – ведь
- 48. Невозможно помыслить сам процесс движения В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ЗАНИМАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ 0
- 49. Невозможно помыслить сам процесс движения А РАЗ ОНА ЕГО ЗАНИМАЕТ, ЗНАЧИТ, ОНА В НЕМ ПОКОИТСЯ (ОНА
- 50. Невозможно помыслить сам процесс движения НО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ГДЕ-НИБУДЬ, ДА НАХОДИТСЯ, ЗНАЧИТ, ОНА
- 51. АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА» 0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т0 Т1 Т2 Т3
- 52. 0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т0 Т1 Т2 Т3 Невозможно помыслить, как один
- 53. 0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т0 Т1 Т2 Т3 …И СОКРАЩАТЬСЯ… © Элементы
- 54. 0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т2 Т3 …НО НИКОГДА НЕ СТАНЕТ РАВНЫМ НУЛЮ
- 55. АПОРИЯ «ДИХОТОМИЯ» Невозможно помыслить начало и конец движения А 1/161/8 1/4 ½ В НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАКИМ
- 56. Движения нет?! © Слайд В.В. Горбатова
- 57. ПАРМЕНИД И ЗЕНОН МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ Дике ПАРМЕНИД ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ИДЕИ ОЧЕНЬ
- 58. МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ ЗЕНОН ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ ИДЕИ ПАРМЕНИДА БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ, НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗОМ ЗЕНОН
- 59. МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ ЗЕНОН ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ, ТО ЕСТЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ
- 60. ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ? МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ Подлинный мир (бытие) и его свойства могут
- 61. ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ? МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ 4. Предметом познания, то есть и философии,
- 62. ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ? МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ МЕЛИСС САМОССКИЙ ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ БЫТИЯ ИЗ
- 63. ЭМПЕДОКЛ из Аграганта Классический плюралист: ни одно из 4 начал нельзя предпочесть другому. Все они (вода,
- 64. ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.) Все процессы в мироздании в конечном итоге объясняются борьбой двух по
- 65. ЭМПЕДОКЛ Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно четырехфазному ритму ФАЗА 1 Эмпедокл (490-430 гг.) ЛЮБОВЬ
- 66. ЭМПЕДОКЛ Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 2 Эмпедокл ЛЮБОВЬ ВРАЖДА Динамическое
- 67. ЭМПЕДОКЛ Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 3 Эмпедокл ВРАЖДА ЛЮБОВЬ +
- 68. ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.) Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 4
- 69. АНАКСАГОР из Клазомен Входил в кружок Перикла 490 г. 429 г. Главный вопрос философии Анаксагора –
- 70. АНАКСАГОР из Клазомен Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.) Критика традиционного «стихийного» подхода >> УЛЬТРАПЛЮРАЛИЗМ
- 72. Скачать презентацию