Философия киников и стоиков

Содержание

Слайд 2

Киники – одна из философских школ Древней Греции сократического периода Особенности

Киники – одна из философских школ Древней Греции сократического периода

Особенности

Общее понятие

кинической философии

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.). – и проверка данного образа жизни на себе.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имебют философия и образ жизни Йогов, дарвишей, хиппи и др.

Слайд 3

Характерные черты философии и образа жизни киников возведение в абсолют асоциальной

Характерные черты философии и образа жизни киников

возведение в абсолют асоциальной

свободы (то есть свободы вне общества);
добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
отсутствие постоянного места жительства, скитания;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;

Киники

Слайд 4

Характерные черты философии и образа жизни киников замкнутость; критика и отвержение

Характерные черты философии и образа жизни киников

замкнутость;
критика и отвержение иных

философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Слайд 5

Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии Диоген Синопский (точные

Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии

Диоген Синопский (точные даты

жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) – наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Дилгена – «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название – от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Слайд 6

Диоген Синопский Особенности Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел

Диоген Синопский

Особенности

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в

историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей (жил в бочке, заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!» и т.д.);
выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
отвергал брак;
жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
не признавал никаких законов, кроме закона природы;
гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Слайд 7

Общая характеристика философии стоиков Философская школа стоиков, возникновение и развитие которой

Общая характеристика философии стоиков

Философская школа стоиков, возникновение и развитие которой явилось

ответной реакцией на распространение идей киников («Стоя» - название портика в Афинах, где она было основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский ( не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых «апорий» - парадоксов)

Этапы развития стоической философии

Ранняя Стоя (III – II вв. до н.э.), представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
Средняя Стоя (II – I вв. до н.э.) – Панеттий, Посидоний;
Поздняя Стоя (I в. до н.э. – III в. н.э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Слайд 8

Философская школа стоиков Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной

Философская школа стоиков

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей

философии киников) – освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличии от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
Слайд 9

Философская школа стоиков призыв к жизни в согласии с природой и

Философская школа стоиков

призыв к жизни в согласии с природой и

Мировым Космическим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

Характерные черты стоической философии

Слайд 10

Характерные черты стоической философии неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов,

Характерные черты стоической философии

неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов,

традиционной философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
признание стремления к счастью высшей целью человека.
Слайд 11

Философия Сенеки и Марка Аврелия Наиболее известные представители стоической философии Сенека

Философия Сенеки и Марка Аврелия

Наиболее известные представители стоической философии

Сенека (5 г.

до н.э. – 65 г. н.э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
Слайд 12

Сенека Основные взгляды проповедовал идеи добродетели; призывал не участвовать в общественной

Сенека

Основные взгляды

проповедовал идеи добродетели;
призывал не участвовать в общественной жизни

и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
приветствовал покой и созерцание;
был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
видел в философии не отвлечённую теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Слайд 13

Наиболее известные представители стоической философии Марк Аврелий Антонин (121 – 180

Наиболее известные представители стоической философии

Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг.

н.э.) – крупнейший римский философ-стоик, в 161 – 180 гг. – римский император. Написал философское произведение «К самому себе».
Слайд 14

Марк Аврелий Антонин Основные идеи глубокое личное уважительное отношение к Богу;

Марк Аврелий Антонин

Основные идеи

глубокое личное уважительное отношение к Богу;
признание

высшим мировым началом Бога;
понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;