Россия в цивилизованном процессе. (Лекция 13)

Содержание

Слайд 2

План Дискуссия западников и славянофилов об исторической миссии России. Программа евразийства.

План

Дискуссия западников и славянофилов об исторической миссии России.
Программа евразийства.
Евразийская концепция

историософии.
Концепция идеократического государства.
Слайд 3

КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – III РИМ» Концепция создана в XV в. Филофеем.

КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – III РИМ»

Концепция создана в XV в. Филофеем.
После уничтожения

«второго Рима» - Костантинополя, центр христианства переместится в Москву под опеку русских царей.
Религиозное лидерство России стало обоснованием политических претензий на исключительную историческую миссию России.

Филофей

Слайд 4

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ П.ЧААДАЕВА П.Чаадаев отрицал идею политического и религиозного лидерства России. Особый

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ П.ЧААДАЕВА

П.Чаадаев отрицал идею политического и религиозного лидерства России.
Особый исторический

путь России в ее отличном от Запада пути, пока неизвестном даже самой России.

П. Чаадаев

Слайд 5

ЗАПАДНИКИ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ Западники (А.Герцен, Н.Огарев, Н.Чернышевский) рассматривали будущее России

ЗАПАДНИКИ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ

Западники (А.Герцен, Н.Огарев, Н.Чернышевский) рассматривали будущее России в

интеграции с европейской социокультурной средой. Они считали, что европеизация России неизбежна, поскольку, с одной стороны, западноевропейская цивилизация - это истинная цивилизация, с другой, - Россия как христианская страна не имеет ничего общего с Востоком. Она не может быть объединена с Востоком.

А.И. Герцен

Слайд 6

СЛАВЯНОФИЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ РОССИИ (Хомяков, Аксаков, Киреевский) Самобытность русского народа определяется:

СЛАВЯНОФИЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ РОССИИ (Хомяков, Аксаков, Киреевский)

Самобытность русского народа определяется:
глубокой, врожденной

религиозностью,
особым складом души, требующим жизни в самодержавном государстве;
общинным укладом жизни, который характеризуется круговой порукой и коллективизмом.

А.Хомяков

Слайд 7

ТЕОРИЯ ВИЗАНТИЗМА (К.Леонтьев) Предназначение России не является «односторонне славянским», потому что

ТЕОРИЯ ВИЗАНТИЗМА (К.Леонтьев)

Предназначение России не является «односторонне славянским», потому что она

«давно уже не чисто славянская держава». Византийская культура противостоит западноевропейской. России предстоит выполнить особую миссию: создать новую цивилизацию - славянско-азиатскую.

К.Леонтьев

Слайд 8

ПРИЧИНЫ ЕВРАЗИЙСТВА Концепция появилась в среде русских эмигрантов в 1920-1921 г.г.

ПРИЧИНЫ ЕВРАЗИЙСТВА

Концепция появилась в среде русских эмигрантов в 1920-1921 г.г. Ее

основатели (Н.С.Трубецкой, Л.П. Карсавин, С.Л.Франк и П.М. Бицилли стремились объяснить существование Советской России - страны, чуждой экономически и политически остальному миру, определить ее место и ее путь.
Россия виделась как симбиоз ордынских, византийских, «восточных» славяно-европейских начал.

Петр Савицкий

Слайд 9

ПРОГРАММА ЕВРАЗИЙСТВА Критика индивидуалистической европейской культуры. Ей противопоставляется принцип «соборности», согласно

ПРОГРАММА ЕВРАЗИЙСТВА

Критика индивидуалистической европейской культуры. Ей противопоставляется принцип «соборности», согласно которому,

индивидуального «Я» не существует.
Поддержка православных идеалов и принципа соборности.
Слайд 10

ИСТОРИСОФИЯ ЕВРАЗИЙСТВА Главный тезис: Россия – это Евразия, она не принадлежит

ИСТОРИСОФИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Главный тезис: Россия – это Евразия, она не принадлежит ни

Востоку, ни Западу.
Особенность русской истории и культуры составляет многонациональность.
Россия не имеет естественных границ и испытывает постоянное культурное давление как с Востока, так и с Запада.
Слайд 11

КОНЦЕПЦИЯ МОНГОЛОФИЛЬСТВА Монголо-татары не только не разрушали формы русской жизни, но

КОНЦЕПЦИЯ МОНГОЛОФИЛЬСТВА

Монголо-татары не только не разрушали формы русской жизни, но и

дополняли их, дав России школу администрации, финансовую систему, организацию почты и т.д.
Татаро-монгольский (туранский) элемент вошел в русский этнос настолько, что считать нас славянами нельзя.
Монголо-татары оказали огромное влияние на тип русской державы и русское государственное сознание.
Татары объединили распадавшееся государство в огромную централизованную империю и сохранили тем самым русский этнос.
Туранское наследство должно определять современную стратегию и политику России - выбор целей, союзников и т.д.