Философия Средневековья

Содержание

Слайд 2

Источники формирования: Древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской

Источники формирования:

Древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской

традициях.
Священное писание, повернувшее философию в русло христианства.
Слайд 3

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди


Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства,

среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Слайд 4

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором


Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в

котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Слайд 5

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с


Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии

с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Слайд 6

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с


Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии

с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Слайд 7

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления


В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее

становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Слайд 8

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование


Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за

обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Слайд 9

Ориген В центре размышлений – бог и Троица. Бог мыслится как

Ориген

В центре размышлений – бог и Троица. Бог мыслится как

бестелесный, интеллектуальное начало. Бог непознаваем, ибо мысли человека не в состоянии его постичь. Сын, вторая личность Троицы. Сын той же природы, что и отец, но подчинен ему. Сын – истинный бог и подлинный человек. Ниже – Святой Дух, ибо распространяет влияние только на святых.
Слайд 10

Григорий Нисский Отделил мир чувственный от мира сверхчувственного. Душа и тело

Григорий Нисский

Отделил мир чувственный от мира сверхчувственного.
Душа и тело

человека сотворены одновременно, но душа переживет тело, а с воскресением восстанавливается единство.
Для восхождения к Богу нужна свобода от зла, страстей и пр.
Слайд 11

Августин Аврелий (Блаженный Августин) Пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание.

Августин Аврелий (Блаженный Августин)

Пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без

мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души.
В «исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
Слайд 12

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому


Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно

существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом


Слайд 13

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума


Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого

разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.


Слайд 14

Боэций Его называют «отец схоластики». Поднял проблему Теодицеи (оправдания Бога). Если

Боэций

Его называют «отец схоластики». Поднял проблему Теодицеи (оправдания Бога). Если

Бог существует, то откуда берется зло? Почему злые люди уходят от наказания. Всё потому, что миром управляет Фатум, посредством которого Провидение удерживает всякое существо на своем месте. Люди не понимают этого порядка, поэтому им всё представляется вывернутым и извращенным.
Слайд 15

Пьер Абеляр Реанимировал авторитет разума. Разум способствует лучшему пониманию христианских истин.

Пьер Абеляр

Реанимировал авторитет разума. Разум способствует лучшему пониманию христианских истин.

«Понимаю, чтобы верить». Жизнь человека должна быть проникнута самопознанием. Нет оснований презирать земную жизнь, плоть. На человеке лежит ответственность за поступки.
Слайд 16

Фома Аквинский Средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из

Фома Аквинский

Средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих

направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Слайд 17

Фома Аквинский — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики,


Фома Аквинский — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики,

в 1323 году был причислен к лику святых.
Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании. Представитель эвдемонизма.