Содержание
- 2. План Периодизация средневековой философии (сл.4-8). Основные мировоззренческие принципы средневековой философии (сл.9-12). Основные проблемы средневековой философии (сл.13).
- 3. Средневековая философия (III-IV – XIV-XV вв.) Философия, признающая превосходство данных религиозного (монотеистического) Откровения, или по крайней
- 4. 1.Периодизация средневековой европейской философии Апологетика (I-III вв.)- защита христианского вероучения от языческой (античной) философской критики и
- 5. Периодизация средневековой философии 2. Патристика (IV-VIII вв.) – философия «отцов Церкви», наиболее авторитетных христианских писателей (в
- 6. Патристика Греческие отцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (IV в.), Иоанн Дамаскин (XVIII в., «Точное
- 7. Особенности греческой патристики Опытный, а не рассудочный характер богословия. Синтез догматики и аскетики. Бог непознаваем в
- 8. Периодизация средневековой философии 3. Схоластика (IX-XIV вв.) – «школьная философия». Философия, ориентированная на преподавание в средневековых
- 9. 2. Основные принципы средневековой философии 1)Теоцентризм (Бог – единый творец и источник всего существующего; только Бог
- 10. Основные принципы средневековой философии. Новое понимание человека. 7)Персонализм. Бог есть бытие личностное, а не безличная природа.
- 11. Основные принципы средневековой философии. Новое понимание человека. Единство человечества (все люди произошли от одной пары прародителей)
- 12. Средневековая этика (1). Этика носит аскетический характер (аскетика – борьба со страстями). Над четырьмя кардинальными (этическими)
- 13. Средневековая этика(2) Все добродетели, и особенно любовь – дар Божий. Аскетика только создает условия для этого
- 14. Средневековая этика (3) Добродетель зависит не от устроения разума, а от чистоты сердца (решение этических парадоксов
- 15. Средневековая этика. Новое понимание страстей. Греховные страсти: Чревоугодие (обжорство); Блуд (похоть); Сребролюбие (любовь к деньгам, жадность);
- 16. Добродетели, противоположные главным страстям: 1)Воздержание (умеренность, пост) 2)Целомудрие (чистота и хранение чувств) 3)Нестяжание (довольство малым, упование
- 17. Новое понимание счастья. Евангельские заповеди блаженства. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие,
- 18. Новое понимание счастья. Евангельские заповеди блаженства. Блаженство – несказанная духовная радость и сладость от общения с
- 19. 3. Основные проблемы средневековой философии Проблема возможности познания Бога, его сущности или действий в мире. Проблема
- 20. 4.Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)
- 21. Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.) Аллегорическое толкование Библии. Образ служанки в отношении к
- 22. Проблема веры и разума. Иустин Философ (ок. 100-165)
- 23. Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.) Преимущества христианства перед философией: 1. философия - собственность
- 24. Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.) Идея универсального Логоса, действующего и в религии, и
- 25. Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.)
- 26. Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.) 1) Непримиримость между философией и христианством. «В любознательности нам
- 27. Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.)
- 28. Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.) «Если Премудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как
- 29. Латинская патристика. Августин (354-430 гг.) Проблема теодицеи – главная проблема философского поиска. Три вида зла: метафизическое
- 30. Августин. Проблема свободы. Три вида свободы 1)- своеволие (ложная свобода, «свобода беглого раба») 2)- свобода воли
- 31. Августин. Свобода воли. Свобода выбора – не высший вид свободы. Она является благом не сама по
- 32. Августин. «О граде Божием» Два града – Церковь и государство. Град Божий и град земной. Один
- 33. Проблема веры и разума в схоластике (XII). Петр Абеляр: «Понимаю, чтобы верить». «без разума Библия –
- 34. Латинский аверроизм Структура средневекового университета: 1-я ступень: факультет искусств. «7 свободных искусств»: квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия,
- 35. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.) «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля».
- 36. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.) Бог всевластен, значит нет случайных событий и свободных действий человека. Если это
- 37. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.) «Но возжелавшим познать Аллаха, благословенного и всевышнего, и его творения посредством доказательства
- 38. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.) В Коране два смысла: внешний (буквальный) и внутренний (аллегорический). Аллегорический смысл доступен
- 39. Латинский аверроизм Следуя Аристотелю буквально, западные пследователи Аверроэса (Сигер Брабантский, Боэций Дакийский) учили о превосходстве философии
- 40. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.) Главные труды: «Сумма истины католической веры против
- 41. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.) Следуя Аристотелю, Фома полагает, что познание начинается
- 42. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.) Гармония веры и разума. Философия через изучение
- 43. Фома Аквинский(1225-1274 гг.) о бытии Бога и мира. Бог – это Абсолютное бытие, или единственное сущее,
- 44. Фома Аквинский(1225-1274 гг.) Оставаясь приверженцем Аристотеля, Фома смог обосновать (против аверроистов) положения о превосходстве теологии над
- 45. 5.Проблема универсалий в средневековой философии Универсалии – общие понятия, или роды и виды вещей. Проблему сформулировал
- 46. Проблема универсалий в средневековой философии Реализм – universalia sunt realia. Общее – это идеи, которые существуют
- 47. Фома Аквинский: умеренный реализм Существуют три рода универсалий. Во-первых, универсалии существуют в самих вещах (in rebus),
- 48. Распад схоластики. Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)
- 49. Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.) о вере и разуме. «Богословие (теология) – это комплекс положений, связанных
- 51. Скачать презентацию