Философия средних веков

Содержание

Слайд 2

Хронология средневековой философии: V –XV вв. Тесная связь философской мысли с

Хронология средневековой философии: V –XV вв.
Тесная связь философской мысли с проблемами религии.


Библия - отправной источник и мера оценки любых теорий философии.
Слайд 3

Основные проблемы философии сотворен ли мир Богом или существует от века?

Основные проблемы философии

сотворен ли мир Богом или существует от века?


постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?
каково место человека в мире и какова роль его в истории?
как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
если Бог есть истина, добро, красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?
как соотносятся истины откровения и истины человеческого разума?
Слайд 4

Неоплатонизм (Плотин) Первоначало, Божество – сверхчувственное и сверхмыслимое постичь само наличие

Неоплатонизм (Плотин)

Первоначало, Божество – сверхчувственное и сверхмыслимое
постичь само наличие этого

сверхсущего можно только в состоянии умоисступления, экстаза
божество изливается или излучается вне себя
первое истечение (эманация) Божества есть Мировой Ум
вторая эманация Божества - Мировая Душа
у души две стороны – высшая (живой и чувствующий субъект Мирового Ума) и низшая (природа, материя)
мировая Душа расчленяются на множественность единичных душ
низший мир противоположен Божеству
важнейшая жизненная задача – возвращение единичной души к Богу.
Слайд 5

Принципы средневековой философии Теоцентризм (высшей реальностью и предметом изучения является Бог)

Принципы средневековой философии

Теоцентризм (высшей реальностью и предметом изучения является Бог)
Креационизм (представление

о сотворении мира Богом из ничего)
Провиденциализм (объяснение исторических событий волей божественного провидения)
Слайд 6

Характерные черты средневекового мышления Символическое восприятие действительности. Экзегетика — искусство правильного

Характерные черты средневекового мышления

Символическое восприятие действительности.
Экзегетика — искусство правильного толкования и разъяснения положений

Священных текстов.
2. Тенденция к назидательству, учительству, дидактизм.
Слайд 7

Типология христианской философии 1. Патристика (от лат. pater - отец): 2-10

Типология христианской философии

1. Патристика (от лат. pater - отец):
2-10 вв.

н.э. , совокупность учений «отцов церкви».
Разработка и оформление христианской догматики.
Знать, чтобы верить.
2. Схоластика (от лат. schola - школа):
11-14 вв. н.э., догматы церкви приобретают рационально оформленную систему.
Верить, чтобы Знать.
Слайд 8

Апологетика (от греч. «защищаю») Климент, Ориген, Тертуллиан отстаивали принципы христианства и

Апологетика (от греч. «защищаю») Климент, Ориген, Тертуллиан

отстаивали принципы христианства и моральные

преимущества новой религии
утверждали необходимость принятия христианства в качестве государственной религии
сделали первые шаги в формировании христианской богословской терминологии
впервые обозначили проблему соотношения веры и разума, теологии и философии
Слайд 9

Тертуллиан христианская вера содержит в себе истину и не нуждается в

Тертуллиан

христианская вера содержит в себе истину и не нуждается в доказательстве

или проверке
истины Священного писания не могут быть поняты
сердечность и простодушие в отношении к истинам веры
несовместимость веры и знания:
Credo quia absurdum
(верю, ибо абсурдно)
Слайд 10

Августин Блаженный «О троице», «Исповедь», «О Граде Божьем» время- человеческое понятие

Августин Блаженный «О троице», «Исповедь», «О Граде Божьем»

время- человеческое понятие
история рассматривается как

превращение града Земного (государства) в град Божий (церковь)
история прогрессивна
конечная цель истории – торжество ценностей Нового завета
примат веры над разумом
представление о человеке как о личности
(христианский персонализм): единство тела, души и духа в человеке
свобода в выборе добра и зла и ответственность перед Богом и людьми
Слайд 11

Схоластика – (от лат. «школьный»), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических

Схоластика – (от лат. «школьный»), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических

предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Методы схоластики
рациональное обоснование истин веры
толкование Священного Писания
развитие наук о языке: риторики, грамматики, логики
Слайд 12

Эриуген, П.Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Д.Скотт, У. Оккам Проблема соотношения

Эриуген, П.Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Д.Скотт, У. Оккам

Проблема соотношения

общего и особенного
вопрос об универсалиях – сущностях, выражаемые общими понятиями
Как именно существуют общие понятия (универсалии)?
1. Реалисты: общие понятия существуют реально как идеи, определяя бытие конкретных вещей.
2. Номиналисты: общие понятия реально не существуют, а являются только именами, которыми мы обозначаем предметы, объединяя их в роды.
3. Концептуалисты: общие понятия реально существуют в вещах, определяя их качество, но ни в коем случае не вне них.
Слайд 13

Вопрос соотношения веры и разума (знания) Вера выше знания. Ансельм Кентерберийский:

Вопрос соотношения веры и разума (знания)

Вера выше знания.
Ансельм Кентерберийский: «Верю,

чтобы понимать».
2. Разум выше веры.
Пьер Абеляр: вера, не просветленная разумом недостойна человека, «Понимаю, чтобы верить».
3. Гармония веры и разума.
Фома Аквинский: Вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии.
4. Разум и вера призваны решать разные проблемы и не связаны друг с другом.
Философия и теология должны развиваться автономно.
Слайд 14

Доказательства бытия Бога. Онтологические доказательства – заключение от понятия к бытию.

Доказательства бытия Бога.

Онтологические доказательства – заключение от понятия к бытию. Если

у человека есть идея Бога, то есть и сам Бог.
Космологические доказательства – необходимость бытия Бога в качестве образующего начала: Перводвигателя, Первопричины, Первоума, исходной основы всего существующего.
Телеологические доказательства – заключение от целесообразности к бытию. Бог – вершина совершенства, последняя цель, гармонизирующая все процессы.
Проблема теодицеи
Теодицея – (от франц. «оправдание Бога», греч. «Бог» и «справедливость»), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла.
Слайд 15

Фома Аквинский «Сумма теологии» достигнут наиболее полный синтез христианства и античной

Фома Аквинский «Сумма теологии»

достигнут наиболее полный синтез христианства и античной

философии Понятия Аристотеля «форма» и «материя» дополнены категориями «сущность» (essentia) и «существование» (existentia). Сущность есть тот принцип, который делает всякое начало именно таким, каково оно есть.
Существование есть принцип реализации сущности, воплощения ее в тех или иных конкретных способах бытия
человека следует изучать всего целиком, в единстве души и тела. Природа – не злое, а доброе начало. Человек должен жить в единстве с природой и стремиться не только к небесному, но и к земному блаженству
Слайд 16

Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского Доказательство через движение. Все что

Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского

Доказательство через движение.
Все что

движется, движимо кем-то или чем-то. Мы должны прийти к некоему первому движущему, которое не движется ничем (Бог).
2. Доказательство через производящую причину.
Невозможно, чтобы порядок действующих причин уходил в бесконечность. Допущение первопричины – Бога.
3. Доказательство через необходимость.
Необходимо полагать нечто, не имеющее причины необходимости, но являющееся причиной необходимости прочего. Это – Бог.
4. Доказательство от степеней бытия.
Сравнение более или менее предполагает некий образец – истинное, наилучшее, благороднейшее (Бога).
5. Доказательство через целевую причину.
Все имеет цель и смысл. То мыслящее. То, что направляет нас к цели – Бог.