Понятие этики и основные этические учения

Содержание

Слайд 2

Сократ(470-399 гг до н.э.) Биография : Афины, Древняя Греция Сократ был

Сократ(470-399 гг до н.э.)

Биография :
Афины, Древняя Греция
Сократ был обвинен в преступлениях

против Афин и казнен
Обвинение гласило “Сократ преступает законы тем, что портит молодежь... не признает богов, которых признает город.. “
Слайд 3

Учение: Главный интерес Сократа - нравственность, мораль, область человеческих поступков Цицерон:

Учение:
Главный интерес Сократа - нравственность, мораль, область человеческих поступков
Цицерон: “Сократ опустил

философию с небес на землю”
Я знаю, что ничего не знаю.
Добродетель есть знание
Благо - удовольствие, зло - страдание

Сократ

Слайд 4

Человек пытается выбрать для себя лучшее, хочет поступать правильно Человек не

Человек пытается выбрать для себя лучшее, хочет поступать правильно
Человек не может

поступать плохо осознанно и намерено
Добро совершается только намерено
Главное в человеке - благоразумие
Сократ беседовал с людьми и выяснял их заблуждения, предрассудки, суеверия (то есть не знание). И считал, что эти люди живут неправильно, порочно
Сократ считал, что он не обладает этим знанием и в этом его мудрость

Сократ

Слайд 5

Эпикур (341-270 гг до н.э.) Биография : Родился на острове Самос,

Эпикур (341-270 гг до н.э.)

Биография :
Родился на острове Самос, перехал в

Афины
Считается, что написал более 300 произведений, но сохранились лишь фрагменты
Слайд 6

Эпикур Учение : Благо - удовольствие, зло - страдание Цель жизни,

Эпикур

Учение :
Благо - удовольствие, зло - страдание
Цель жизни, высшее

благо - душевное спокойствие и телесное здоровье
Разделил философию на три части:
1. Каноника - учение о критериях истины
2. Физика - учение о природе
3. Этика - учение о морали
Слайд 7

Идеалом человека для Эпикура является мудрец Познание природы не есть самоцель,

Идеалом человека для Эпикура является мудрец
Познание природы не есть самоцель, оно

освобождает человека от страха суеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти
Смерть в понимании Эпикура - это отсутствие ощущений.
«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», — утверждал философ.

Эпикур

Слайд 8

Гоббс (1588 - 1679) “Левиафан” государство как чудовище Человек человеку волк

Гоббс (1588 - 1679)

“Левиафан” государство как чудовище
Человек человеку волк
Человек

эгоист
Война всех против всех естественное состояние людей
Поэтому люди не могут договориться, поэтому возникает государство. Оно гарантирует безопасность в обмен на свободу
Такими рассуждениями он приходит к тотолитарному режиму
Слайд 9

Гоббс Согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые

Гоббс

Согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые

дают критерий, позволяющий отличать добродетель от порока: мораль выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель.

В этом смысле мораль неразрывно связана с правом, она практически растворяется в праве, ибо правовая система через систему наград и наказаний призвана переводить моральные истины в план поведения личности.

Слайд 10

Кант (1724-1804) В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант

Кант (1724-1804)

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает

теорию этики.
Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.

«Критика чистого разума» (1781) —гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) —этика
«Критика способности суждения» (1790) —эстетика

Слайд 11

Кант Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку» Принципы

Кант

Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку»

Принципы морали

восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха)

Слайд 12

Кант Категорический императив : «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой

Кант

Категорический императив :

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты

в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»