Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

Содержание

Слайд 2

1. Понятие, объект и предмет философии, её роль в жизни человека

1. Понятие, объект и предмет философии, её роль в жизни человека

и общества

ФИЛОСОФИЯ (греч., букв.- любовь к мудрости, от «люблю» и «мудрость»), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована (обусловлена) социальной действительностью (общественным бытием), она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.
Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологиии и религии, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Философами в древности стали называть людей, занятых накоплением разнообразных знаний, углубленных

Философами в древности стали называть людей,

занятых накоплением разнообразных знаний, углубленных в

размышления, в поиски истины, способных мудро решать трудные вопросы, которые встают перед людьми, умеющих понимать смысл явлений и событий жизни.
«Многого знатоками должны быть любомудрые мужи», - говорил древнегреческий философ Гераклит (ок. 520—460 гг. до н.э.) и вместе с тем утверждал: «Многознание уму не научает».
А что же «научает уму»? Мудрость древние философы видели не просто в том, чтобы собрать разрозненные сведения о многом. Они считали, что главное состоит в постижении связи явлений, их причин и оснований, общего порядка вещей.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

2. Когда, где и почему возникла философия? Основные этапы её развития.

2. Когда, где и почему возникла философия? Основные этапы её развития.


Слайд 11

Философия возникла как принципиально новый исторический тип мировоззрения

Философия возникла как принципиально новый исторический тип мировоззрения

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Второй дофилософский тип мировоззрения - РЕЛИГИЯ

Второй дофилософский тип мировоззрения - РЕЛИГИЯ

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Возникновение философии (продолжение) Философия зародилась одновременно в разных концах света: Индии,

Возникновение философии (продолжение)

Философия зародилась одновременно в разных концах света: Индии, Китае,

Греции ( в середине 1-го тысячелетия до н/э).
В этих регионах сложились приблизительно одинаковые условия жизни и деятельности людей: начался «век железа», появились новые средства производства, резко выросла производительность труда, появилась частная собственность, произошло деление людей на классы, возникли товаро-денежные отношения (появление монет – революция в развитии абстрактного мышления).
Большое значение имели политические перемены: возникновение государства и права, демократизация общества, по­явление возможности свободного мышления. В полной мере это прояви­лось в передовых полисах-государствах Древней Греции. Но элементы если не политической, то духовной свободы были и на Востоке (Индия и Китай).
Слайд 25

Слайд 26

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор (580-500 г.г до

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор (580-500 г.г до

н/э). Как пишет историк греческой философии Диоген Лаэртский (конец II - начало III вв.):

«Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».
Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

Слайд 27

Слайд 28

Возникновение философии (продолжение) Некоторые из филосо­фов и философоведов начисто отрицают восточную

Возникновение философии (продолжение)

Некоторые из филосо­фов и философоведов начисто отрицают восточную

философию в каче­стве философии. Существует якобы лишь европейская философия. Вос­точная философия — фикция. Так думали Гегель, Хайдеггер и другие.
Со своей стороны многие представители восточной философии, особенно индийской, лишь свою философию считают подлинной.
Но есть все основания считать, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции.
Что же касает­ся стран Ближнего Востока, то там (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) была возможность философии в форме профилософии, особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки, но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры.
Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

3. Основной вопрос философии (ОВФ) Вся окружающая людей действительность включает в

3. Основной вопрос философии (ОВФ)

Вся окружающая людей действительность включает в себя

два исходных вида явлений:
– материальные, т.е. вещественные явления; они существуют вне человеческого сознания в виде предметов, процессов и независимо от него;
– идеальные (духовные), т.е. невещественные явления; они существуют в человеческом сознании в виде мыслей, чувств и неотъемлемы от него.
Поскольку, кроме материального и идеального (духовного), ничего иного в действительности нет, исключительно важно понять характер их связи между собой. Без этого невозможно нарисовать общую картину мира, создать то или иное мировоззрение.
Отсюда вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию составляет основной вопрос любой философии.
Слайд 38

Слайд 39

Две стороны ОВФ Первая сторона (онтологическая) касается выяснения: что первично и

Две стороны ОВФ

Первая сторона (онтологическая) касается выяснения: что первично и что

вторично – сознание или материя, материальное ли порождает идеальное (духовное) или наоборот?
Вторая сторона (гносеологическая) касается выяснения: познаваем ли мир, способно ли сознание составить верные представления о нем.
Философы, считающие материю первичной, а сознание вторичным, относятся к материалистам.
Философы, считающие первичным сознание и вторичной материю, относятся к идеалистам.
Материалисты признают познаваемость мира, способность сознания составить верные представления о нем. Часть идеалистов считает возможным познать мир, но рассматривает познание не как проникновение в глубь материи, а как познание или собственных мыслей (субъективные идеалисты), или некоего порождающего материю Мирового духа, Мировой идеи (объективные идеалисты).
Часть же идеалистов вообще отрицает возможность достоверного познания, образуя лагерь агностицизма (от греческого: «а» – не, «гносис» – знание).
Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Главные черты материализма и идеализма Главная черта материализма заключается в стремлении

Главные черты материализма и идеализма

Главная черта материализма заключается в стремлении объяснять

мир из него самого, представлять его таким, каков он есть на самом деле, без всяких прибавлений и выдумок.
Главная черта идеализма, напротив, заключается в отказе и неспособности объяснять мир из него самого, в искажении подлинного положения дела.
Поэтому материализм соответствует научному знанию и, как правило, служит прогрессивным силам общества, заинтересованным в правдивом взгляде на действительность для ее успешного преобразования в интересах большинства.
Идеализм же противоречит научному знанию и, как правило, служит реакционным силам общества, заинтересованным в обмане большинства для сохранения над ним своего господства.
Слайд 44

Марксистско-ленинская философия базируется на прочных и безусловных материалистических основаниях, исходит из

Марксистско-ленинская философия базируется

на прочных и безусловных материалистических основаниях, исходит из первичности

материи и вторичности сознания.
Согласно марксистско-ленинским воззрениям, материя есть то, что составляет всю объективную реальность.
Она естественна, посюстороння, вечна, её никто никогда не создавал и никаких нематериальных, сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует.
Слайд 45

4. Диалектика и метафизика как противоположные методы в философии.

4. Диалектика и метафизика как противоположные методы в философии.

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Противоположность диалектики и метафизики

Противоположность диалектики и метафизики

Слайд 53