Философская мысль XIX века

Содержание

Слайд 2

Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование

Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование

областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п.
Иррационализм утверждает иррациональный характер действительности, постулирует невозможность познания действительности научными методами.
Вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол.
На место разума ставили волю, слепую, бессознательную силу.
Слайд 3

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) Один из самых ярких представителей пессимистического постреализма

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.)

Один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего

времени.
Пытался "посеять" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив.
Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать.
Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.
Его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии.
Философ иррационализма, критиковал идеализм.
Слайд 4

Мировая Воля - главная движущая сила всего существующего Мировая Воля -

Мировая Воля - главная движущая сила всего существующего

Мировая Воля - это

мощный творческий принцип, порождающий все вещественные процессы.
Воля направлена на реализацию своей мощи так, что в своих проявления сама себе противоречит, снова и снова продолжает свои бесконечные поиски и борьбу.
Воплощаясь в разнообразии процессов и событий, Мировая Воля как "вещь в себе" оказывается совсем не вещью.
Она нечаянно маскирует себя тем, что в ее выявленных все больше выступает черта совершенно посторонним ее желанием, стремлением и порывам.
Мировой воле присуща "нелепость". 
Слайд 5

Этические и эстетические взгляды Шопенгауэра Покорное принятие страданий. Аскетическая позиция по

Этические и эстетические взгляды Шопенгауэра

Покорное принятие страданий.
Аскетическая позиция по отношению к

собственной личности.
Альтруистичная установка по отношению к другим людям.
Полная отмена эгоизма.
Эстетическое созерцание должно полностью освобождено от всякой заинтересованности в любых утилитарно значимых результатах и независимым от любых эгоистических чувств.
Наивысшая цель искусства состоит в освобожденные души от причиняемых под эгоистическими страстями страданий.
Слайд 6

В наши дни философия Артура Шопенгауэра дает пример антипозитивистского понимания этой

В наши дни философия Артура Шопенгауэра дает пример антипозитивистского понимания этой

науки.
Шопенгауэр предложил системное учение, обращенное к цельному пониманию мира, человека и его поведения. В этом учении едины человек и природа. Основой этого единства является воля.
Шопенгауэр учит любить природу, думать о ней, жить в гармонии с ней.
Абсолютный комфорт ведет к небытию.
«Философия для всех» Артура Шопенгауэра - отказ от безудержных хотений, от алчности, зов к ответственности - указатель пути к спасению в нашем повседневном существовании.
Слайд 7

Фридрих Ницше (1844-1900) Философ-волюнтарист, иррационалист и модернист, родоначальник европейской «философии жизни»

Фридрих Ницше (1844-1900)

Философ-волюнтарист, иррационалист и модернист, родоначальник европейской «философии жизни»
Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;
2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы).
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству»
Слайд 8

Основные идеи. Воля к власти Природа власти также дуалистична, как и

Основные идеи. Воля к власти

Природа власти также дуалистична, как и природа человека.


Власть не только приносит пользу, но и вредит.
Как всякая воля, она стремится к максимизации.
Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться.
Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление.
Воля к власти - это воля к жизни.
Слайд 9

Нигилизм «Бог мёртв» Бог — именование сферы идеалов, потустороннего высшего мира,

Нигилизм

«Бог мёртв»
Бог — именование сферы идеалов, потустороннего высшего мира, царства моральных

ценностей, т. е. синоним метафизического мира.
Неверие в существование потустороннего мира, стремление к которому составляло цель человеческого существования, выступало оправданием всех его страданий и составляет существо нигилизма.
Слайд 10

Идея о сверхчеловеке Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла,

Идея о сверхчеловеке

Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он

имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли.
Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса").
Принцип наследственности отсутствует.
Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему.
Слайд 11

Философия жизни Жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью.

Философия жизни

Жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью.
Не

отождествляет понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека.
Жизнь - постоянная борьба, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.
Слайд 12

Истинное бытие Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и

Истинное бытие

Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу.


Абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.