Неокантианство

Содержание

Слайд 2

Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология

Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология

и теория познания.
Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (Отто Либман – лозунг «Назад, к Канту!», Г.Гемгольц, А.Ланге и др.)
Слайд 3

Марбургская школа неокант-ва («логицистская»): Ориентируется на е/знание. Панлогизм = бытие сводится к совокупности логич. отношений.

Марбургская школа неокант-ва («логицистская»):

Ориентируется на е/знание. Панлогизм = бытие сводится к

совокупности логич. отношений.
Слайд 4

Г.Коген (1842-1918):

Г.Коген (1842-1918):

Слайд 5

Ф-я = ф-я науки. Идеал познания = мат-ка и матем.физика. 2.

Ф-я = ф-я науки. Идеал познания = мат-ка и матем.физика.
2. Невозм-ть

редукции науки к проверяемым эмпирич.фактам: факты всегда даны нам через «теоретические» очки. Науку формирует не хаос фактов, а опред.способ их унификации и схематизации с помощью гипотез и теорий. Т.е. законы и теории не выводятся из фактов, а предшествуют им. Значит, любая теория априорна.
Слайд 6

Спор фактуализма и теоретизма в философии науки: Фактуализм: независимость и автономность

Спор фактуализма и теоретизма в философии науки:

Фактуализм: независимость и автономность фактов

по отн-ю к научн.теориям («факты - упрямая вещь»)
Теоретизм: зависимость фактов от теорий, «теоретическая нагруженность фактов» + при смене теорий происходит смена фактуального базиса науки.
А. Уайтхед: научное познание представляет собой соединение двух слоев. Слой наблюдения складывается из непосредственных данных, полученных в экспериментальной практике. Концептуальный слой представлен нашим общим способом постижения мира.
Слайд 7

3. Тезис «имманентности бытия сознанию» (любой факт науки предполагает, что есть

3. Тезис «имманентности бытия сознанию» (любой факт науки предполагает, что есть

не просто нечто, а что-то осознанное в категориях лог. мышления): «Мы находим действ-ть в мысли, а не в ощущении».
4. 3 составляющих «общей теории опыта»: логика (исследует усл-я мышления), этика (исследует усл-я возможности морального действия), эстетика (такие формы чувственности, как пространство и время = усл-е человеч.восприятия) .
Слайд 8

П. Наторп (1854-1924):

П. Наторп (1854-1924):

Слайд 9

1. Предмет ф-и – теория позн-я. Но она изуч. не психику,

1. Предмет ф-и – теория позн-я. Но она изуч. не психику,

а содержание позн-я = все более полные определения объекта.
Реальность = это процесс определения.
2. «Для мышления не сущ. никакого бытия, к-рое само не было бы положено в мысли». Вопрос о том, что предшествует мышлению, явл. его источником - не имеет смысла.
3. Ф-я= постоянно развивающийся метод (не застывшая система!)
Слайд 10

Э.Кассирер (1874-1945):

Э.Кассирер (1874-1945):

Слайд 11

Логика науки: Понятия – не мысленные отражения предметов, а «методы», с

Логика науки: Понятия – не мысленные отражения предметов, а «методы», с

помощью к-рых все сводится к априорным рядам функциональных отношений. Прогресс науки связан с тем, что на опред.этапе ученые прекратили поиски сути вещей, они ищут функц. связи между вещами (законы). Предмет – не источник, а цель познания («Мы познаем не предметы, а предметно»).
2. Ф-я – не только критика познания (как у Канта), но и критика цивилизации. Символические формы: Культура символична. Миф, иск-во, язык, логика = фундамент. формы понимания, а они – символичны.
Рецептивная система МИР СИМВОЛОВ Реактивная система
Символы – рождение культуры. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum). Человек видит окружающую его реальность опосредованно, через символ.формы (мифы, худ.образы, ритуалы и т.п.)
Слайд 12

Баденская школа неокант-ва В отличие от марбуржцев, ф-я – не как

Баденская школа неокант-ва

В отличие от марбуржцев, ф-я – не как логика,

а как учение о ценностях. Ориентирована не только на е/знание, но на всю целостность культуры. Основу бытия образуют не лог., а аксиологические (ценностные) отношения.
Слайд 13

В.Виндельбанд (1848-1915):

В.Виндельбанд (1848-1915):

Слайд 14

1. Классификация наук не по предмету, а по методу. Разн.типы мышления:

1. Классификация наук не по предмету, а по методу.
Разн.типы мышления: законополагающий

и описывающий индивидуальное, особенное (номотетический и идеографический методы).
2.Ф-я = нормативное учение, наука о ценностях. Надо установить те ценности, что лежат в основании познания, морали и иск-ва. Ценности – общезначимы (логические, этические, эстетич., религиозные и т.д.)
Слайд 15

В. о науках: «Одни из них суть науки о законах, другие

В. о науках:
«Одни из них суть науки о законах, другие –

науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было».
«Историк имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами». В этом смысле «задача, которую он должен выполнять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии»
Слайд 16

Г.Риккерт (1863-1936):

Г.Риккерт (1863-1936):

Слайд 17

Риккерт: историк стремится воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности и в

Риккерт:
историк стремится воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности и в этом

смысле «дает нам возможность как бы пережить прошлое заново». В данном отношении «историческое воссоздание событий близко к художественной деятельности»
Слайд 18

НО: если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то

НО:
если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как

определить социальную значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры?
Риккерт обращается к проблеме ценностей. «Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применяться в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений».
Ценности истолковывались как своего рода идеалы и тем самым ориентиры социально-культурного развития общества.
Слайд 19

ценности Носят надысторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый

ценности

Носят надысторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый

от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея долженствования.
По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в жизни, повседневной и исторической деятельности. Люди верят в объективный смысл указанных ценностей, ибо «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить». Ценности же, составляющие этот идеал, подобно звездам на небе, все больше открываются человеку по мере прогресса культуры.
Слайд 20

1.Тоже выделял 2 метода позн-я – генерализирующий и индивидуализирующий (е/знание и

1.Тоже выделял 2 метода позн-я – генерализирующий и индивидуализирующий (е/знание и

история). Принципиально несводимы др. к другу!
Ест. науки – упрощают мир, дают схему, а не копируют мир. Значит, при образовании понятия надо руководствоваться поставленной целью (целевой принцип отбора).
Ист. науки – тоже дают законы, но законы индивид., единичного события. Но не какое попало индивидуальное выбирается, - руководствуются ценностями.
2. Мир делится на 2 сферы: действительность и ценности. Ценности недействительны, они не сущ., не обладают бытием, они значат. «Совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». Ценности – это идеальное бытие, бытие нормы, смысл.
Слайд 21

Слайд 22