Содержание
- 2. Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) Родился 15 октября 1844 г. в семье Пастора. В Наумбурге
- 3. В период 1878-1882 гг. он опубликовал сочинения: “Человеческое, слишком человеческое”, “Странник и его тень”, “Утренняя заря”,
- 4. Спектр поднимаемых Ницше проблем многогранен, но вместе с тем, можно выделить его ключевую проблематику: переоценку и
- 5. Ницше выступал противником идеи долга в морали, которая обязывала человека выполнять установленные нормы. Такая мораль являлась
- 6. «Идея сверхчеловека» Сверхчеловек являлся особым культурно-духовным типом совершенствования человека. У последнего есть выбор – достичь этого
- 7. О, Заратустра, - сказал мне ребенок, посмотри на себя в зеркале!” Посмотрев в зеркало, я воскрикнул,
- 8. В качестве еще одного отличия между идеологией национал-социализма и философией Ницше выступает антисемитизм. Для нацистов он
- 10. Скачать презентацию
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844 – 1900)
Родился 15 октября 1844 г. в
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844 – 1900)
Родился 15 октября 1844 г. в
Осенью 1858 г. его мать получила предложение от ректора земельной школы-интерната “Шульпфорте” о зачислении одаренного мальчика в нее. Поступив в него, Ницше уже на первом году обучения перевелся на филологическое отделение, где занимался на семинарах одного из крупнейших немецких филологов Фридриха Ричля. С переездом последнего в Лейпциг Ницше добился перевода туда из Боннского университета.
В Лейпциге происходит его знакомство с произведениями А. Шопенгауэра и Ф.А. Ланге, и начинается карьера ученого. Ученый Совет присудил ему степень доктора по совокупности опубликованных работ, и в 1869 г. Ницше отбыл в Базель, предварительно отказавшись от прусского подданства и оставшись до конца жизни человеком без гражданства.
Знакомство годом ранее с немецким композитором Р.Вагнером оказало большое влияние на молодого ученого, посвятившего ему свою первую книгу “Рождение трагедии”, вышедшую в 1872 г.
В 1876 г. наметился разрыв в отношениях между Ницше и Вагнером, так как последний был склонен видеть в нем своего «оруженосца» , что не устраивало Ницше.
В период 1878-1882 гг. он опубликовал сочинения: “Человеческое, слишком человеческое”, “Странник
В период 1878-1882 гг. он опубликовал сочинения: “Человеческое, слишком человеческое”, “Странник
В 1883-1884 гг. Ницше создал величественную поэму “Так говорил Заратустра”, которая стоит особняком в его творческом наследии. Следующие за ней работы представляют нам позднего Ницше, начавшего решительное наступление против нравственных устоев европейской цивилизации, отразившееся в книгах “По ту сторону добра и зла”, “К генеалогии морали”, “Сумерки идолов, или как философствуют молотом”, “Антихрист”.
Весной 1888 г. датский литературный критик Г. Брандес впервые “открыл” Ницше европейской общественности. Прочитанный им курс лекций в Копенгагенском университете, посвященный его творчеству, пользовался большой популярностью. В январе 1889 г. произошел трагический надлом в психике философа и быстрое помрачение разума. От возникшей болезни Ницше так и не оправился. Его сестра Э. Фёрстер-Ницше в 1896 г. перевезла его в Веймар, где он и скончался от воспаления легких 25 августа 1900 года.
1861 год
1864 год
1883 год
1889 год
Спектр поднимаемых Ницше проблем многогранен, но вместе с
тем, можно выделить его
Спектр поднимаемых Ницше проблем многогранен, но вместе с тем, можно выделить его
Ницше выступал противником идеи долга в морали, которая обязывала человека выполнять
Ницше выступал противником идеи долга в морали, которая обязывала человека выполнять
“Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный
назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно
любить только то, что он – переход и гибель”
«Идея сверхчеловека»
Сверхчеловек являлся особым культурно-духовным типом совершенствования человека.
У последнего есть
«Идея сверхчеловека»
Сверхчеловек являлся особым культурно-духовным типом совершенствования человека.
У последнего есть
“Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека”.
Сверхчеловек понимался Ницше как символ свободного духа и творец, выступающий как “пророк новой культуры, приходящей на смену культуре христианской Европы. Ни Бог, ни церковь, а только человек является ответственным творцом человеческих ценностей”. Именно миф о сверхчеловеке стал основным связующим звеном Ницше и национал-социализма.
В произведениях Ницше можно встретить предостережения относительно демагогов, стремящихся увлечь за собой народ. “Но я советую вам, друзья мои: не доверяйте никому, в ком сильно стремление наказать”, ибо “никто не лжет так много, как негодующий” .
Пережив ужасы германо-французской войны 1870 г., Ницше стал убежденным пацифистом и противником национализма в любом проявлении. Он писал, что, “если какой-нибудь народ страдает и хочет страдать национальной горячкой и политическим честолюбием, то его постигает порою некоторое умственное расстройство, его ум заволакивают тучи, словом, он испытывает небольшие приступы одурения”.
О, Заратустра, - сказал мне ребенок, посмотри на себя в зеркале!”
Посмотрев
О, Заратустра, - сказал мне ребенок, посмотри на себя в зеркале!” Посмотрев
Ницше был до неузнаваемости исковеркан нацистским режимом. К схожему выводу приходит и Таурек в книге “Ницше и фашизм”, полагавший, что “Чемберлен и Лагард, а не Ницше, являются отцами национал-социализма”.
В качестве еще одного отличия между идеологией национал-социализма и философией
В качестве еще одного отличия между идеологией национал-социализма и философией
Так, Розенберг в статье 1921 г. “Антисемитизм” приводил отрицательные характеристики евреев, высказанные различными философами, политиками, учеными, деятелями культуры, такими как Тацит, Сенека, Лютер, Бруно, Вольтер, Фридрих Великий, Гердер, Гёте, Мольтке, Шиллер, Вагнер, Шопенгауэр, Толстой и Достоевский, но среди этой плеяды знаменитых имен не нашлось места для Ницше.
Этому есть конкретное объяснение. Если обратиться к сочинениям философа, то можно обнаружить неприятие им антисемитизма. Ницше считал, что евреи есть “самая сильная, самая ценная, самая чистая раса из всего теперешнего населения Европы”.