Историко-философское введение

Содержание

Слайд 2

Три философские традиции Греция Китай Индия

Три философские традиции

Греция

Китай

Индия

Слайд 3

Карл Ясперс (1883-1969) Осевое время – VII-Vвв. до н.э. – эпоха становления философии в мире

Карл Ясперс (1883-1969)

Осевое время –
VII-Vвв. до н.э. –
эпоха становления

философии в мире
Слайд 4

Периодизация философии Восточная философия Философия Древней Индии Философия Древнего Китая Античная

Периодизация философии

Восточная философия
Философия Древней Индии
Философия Древнего Китая
Античная философия (VI в.

до н.э. – III в. н.э.)
Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
«Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Философия Нового времени (XVII – первая треть XIX в.)
Рационалистическая философия (XVII – начало XVIII в.)
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
Немецкая классическая философия (конец XVIII–первая треть XIX в.)
Современная западная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Слайд 5

Восточная философия Характерные черты самобытность; традиционность; высокий статус философии в обществе;

Восточная философия

Характерные черты
самобытность;
традиционность;
высокий статус философии в обществе;
отношение к философии как образу

жизни.
Слайд 6

Зарождение философских знаний в Древнем Китае Философия Китая в своем развитии

Зарождение философских знаний в Древнем Китае

Философия Китая в своем развитии прошла

следующие основные этапы:
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III в. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
Слайд 7

Важнейшие источники философского знания «Книга перемен» («И цзин») 8-4 в до

Важнейшие источники философского знания

«Книга перемен» («И цзин») 8-4 в до н.э.
«Беседы

и изречения» («Лунь Юй») - высказывания Конфуция.
«Мэн-цзы» книга конфуцианца Мэн-цзы, 4-3 в до н.э.
«Книга о пути и добродетели» («Дао Дэ цзин») автором которой считается основатель даосизма Лао-цзы, 6-5 век до н.э.
Слайд 8

Древнейшие национальные философские учения в Китае даосизм (Лао-цзы); конфуцианство (Кон-Фу-цзы); моизм (Мо-цзы); натурфилософия; легизм (Шан-Ян).

Древнейшие национальные философские учения в Китае

даосизм (Лао-цзы);
конфуцианство (Кон-Фу-цзы);
моизм

(Мо-цзы);
натурфилософия;
легизм (Шан-Ян).
Слайд 9

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие Китая как

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
восприятие Китая как центра

существующего мира;
понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;
Слайд 10

5) осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и

5) осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и

приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
6) конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
7) понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной.
Слайд 11

Даосизм «ДАО» путь, по которому в своем развитии должны идти человек

Даосизм

«ДАО»
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и

природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ»
благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Слайд 12

Основные идеи даосизма: все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит

Основные идеи даосизма:

все в мире взаимосвязано;
материя, из которой состоит

мир, едина; существует кругооборот материи в природе;
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние ("у-вэй");
особа императора священна;
познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору;
путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей;
необходимо во всем уступать друг другу.
Слайд 13

Конфуцианство жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться

Конфуцианство

жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших

по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Слайд 14

Учение о «благородном муже» подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять

Учение о «благородном муже»

подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
управлять на основе

добродетели;
обладать необходимыми знаниями;
верно служить стране, быть патриотом;
обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
быть благородным;
делать только добро государству и окружающим;
предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Слайд 15

Леггизм человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются

Леггизм

человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются

личные эгоистические интересы;
интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания,
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.
Слайд 16

Зарождение философских знаний в Древней Индии Источники Эпические поэмы-эпосы «Махабхарат» и

Зарождение философских знаний в Древней Индии

Источники
Эпические поэмы-эпосы «Махабхарат» и «Рамаяна»
Веды:
Ригведа;
Самаведа;
Яджурведа;
Атхарваведа.
Наибольший

интерес вызывают заключительные части Вед — Упанишады.
Слайд 17

В состав Вед входит четыре больших сборника книг: Ригведа – религиозные

В состав Вед входит четыре больших сборника книг:

Ригведа – религиозные

гимны.
Самаведа – песни для исполнения во время обрядов.
Яджурведа – описание жертвоприношений и формулы заклинаний.
Ахтирведа – описание злых духов и методов борьбы с ними.
Слайд 18

Основные философские школы Древней Индии: Ортодоксальные школы: йога; веданта; вайшешика; ньяя;

Основные философские школы Древней Индии:

Ортодоксальные школы:
йога;
веданта;
вайшешика;
ньяя;
миманса;
санкхья.

Неортодоксальные школы:
буддизм;
джайнизм;
чарвака-лакаята.

Слайд 19

Отличительные свойства индийской философии религиозность; учение о переселении души; соединение рационализма

Отличительные свойства индийской философии

религиозность;
учение о переселении души;
соединение рационализма и мистицизма;
устремленность к

внутреннему самоуглублению и духовному восхождению.
Слайд 20

Основные идеи древнеиндийской ведической философии 1. Закон Риты – космической эволюции,

Основные идеи древнеиндийской ведической философии

1. Закон Риты – космической эволюции, цикличности,

порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса.
2. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
Атмана;
Манаса.
Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас либо достигает высоких ступеней, либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Слайд 21

3. Реинкарнация – идея о прерождении души в новом теле после

3. Реинкарнация – идея о прерождении души в новом теле после

смерти.
4. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души.
5. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши.
6. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Слайд 22

Основные идеи буддизма земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины

Основные идеи буддизма

земная жизнь полна страданий;
страдания имеют свои причины —

жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
от страданий можно избавиться;
существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Слайд 23

Восьмеричный путь правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути

Восьмеричный путь

правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в

жизни;
правильная мысль;
правильная речь;
правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
правильное умение — усердие и трудолюбие;
правильное внимание — контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение — регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Слайд 24

Пять заповедей-ориентиров буддизма не убий; не укради; будь целомудренным; не лги;

Пять заповедей-ориентиров буддизма

не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих

веществ.
Слайд 25

Античная философия (6в. до н.э. –6 в. н.э.) Отличается от древних

Античная философия (6в. до н.э. –6 в. н.э.)

Отличается от древних восточных

философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Ее творцы – древние греки и древние римляне.
Слайд 26

Философское знание Древней Греции результат синтеза традиций Востока; собственной мифологии; искусства; начала наук.

Философское знание Древней Греции результат синтеза

традиций Востока;
собственной мифологии;

искусства;
начала наук.
Слайд 27

Тип мировоззрения - космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая

Тип мировоззрения - космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая

связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком.
Тип философствования -созерцательный.
Слайд 28

Черты, определяющие своеобразие античной философии: Космоцентризм – познание космоса и человека

Черты, определяющие своеобразие античной философии:

Космоцентризм – познание космоса и человека как

его неотъемлемой части.
Созерцательность – тип философствования.
Объективизм – доминирует направленность от вселенной к человеку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса).
Пантеизм – космос абсолютен, божественен, а отдельные боги есть воплощение космоса или природы.
Фатализм – судьба есть выражение космической необходимости, которая подчиняет себе богов и людей.
Слайд 29

В период 1-2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии

В период 1-2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии

Слайд 30

Средневековая философия Тип мировоззрения - теоцентрический. Тип философствования – умозрительный.

Средневековая философия

Тип мировоззрения - теоцентрический.
Тип философствования – умозрительный.

Слайд 31

Важнейшие принципы философии христианского средневековья теоцентризм – центр мироздания Бог монотеистической

Важнейшие принципы философии христианского средневековья

теоцентризм – центр мироздания Бог монотеистической религии;
креационизм

– бог творец, он создал мир;
провиденциализм – бог управляет миром, история исполнение божественного предначертания;
принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия.
Слайд 32

Патристика 1-2-8 вв. Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались

Патристика 1-2-8 вв.

Творчество философов или философские труды, в которых разрабатывались основные

догматы христианской религии.
Этих философов называли отцами церкви.
Слайд 33

Схоластика – 9-14 вв. Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение,

Схоластика – 9-14 вв.

Философия, преподававшаяся в школах и университетах, учение, где

предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства.
Слайд 34

Основные проблемы схоластики Проблема универсалий – общих понятий Проблема соотношения веры и знания

Основные проблемы схоластики

Проблема универсалий – общих понятий
Проблема соотношения веры и знания

Слайд 35

Проблема универсалий Реализм Универсалии существуют реально и независимо от сознания Номинализм

Проблема универсалий

Реализм
Универсалии существуют реально и независимо от сознания
Номинализм
Универсалии есть общее имя,

доступное только разуму
Концептуализм
Универсалии есть обобщение, основанное на сходстве предметов
Слайд 36

Философия Возрождения Философия Ренессанса 14-16 вв. Колыбель – Италия. Ренессанс –

Философия Возрождения Философия Ренессанса 14-16 вв.

Колыбель – Италия.
Ренессанс –
свободное осмысление произведений

античности,
отказ от готовых и неизменных истин,
личность решает, что истинно, а что нет.
Слайд 37

Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения развитие естествознания географические открытия художественная деятельность образование городов-государств.

Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения

развитие естествознания
географические открытия
художественная

деятельность
образование городов-государств.
Слайд 38

Характерные черты философии возрождения Антропоцентризм Пантеизм Гуманизм

Характерные черты философии возрождения

Антропоцентризм
Пантеизм
Гуманизм

Слайд 39

Итоги Возрождения Гуманизм - человек главная ценность мира. Секуляризация - высвобождение

Итоги Возрождения
Гуманизм - человек главная ценность мира.
Секуляризация - высвобождение науки от

религиозного влияния
Развитие научно-технической мысли.
Концепции идеальных утопических государств.
Идея универсальной религии
Провозглашены принципы веротерпимости
Стимулирование движения Реформации
Слайд 40

Философия Нового времени 17-19 вв. Характерные черты: Рационализм Механицизм 17 столетие

Философия Нового времени 17-19 вв.

Характерные черты:
Рационализм
Механицизм
17 столетие называют веком разума,

поскольку ценность рационального начала становится первостепенной.
Слайд 41

Главные идеи философии Нового времени: Учение Бэкона. Учение Декарта. философия права,

Главные идеи философии Нового времени:

Учение Бэкона.
Учение Декарта.
философия права, включающая в себя


концепцию свободы,
теорию гражданского общества,
теорию правового государства.
теорию общественного договора
теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
начало теории парламентской демократии
«Декларация прав и свобод человека и гражданина»
Концепция религиозной веротерпимости.
Немецкая классическая философия.
Слайд 42

Основные направления философии 17 века

Основные направления философии 17 века

Слайд 43

Просвещение Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь

Просвещение

Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы

и Америки в 18 веке.
Слайд 44

Характерные черты: антифеодальная и антирелигиозная направленность; стремление создать программу социальных преобразований сформировать новый идеал человека.

Характерные черты:

антифеодальная и антирелигиозная направленность;
стремление создать программу социальных преобразований
сформировать новый идеал

человека.
Слайд 45

Немецкая классическая философия 2-ая половина 18 и первая половина 19 века.

Немецкая классическая философия

2-ая половина 18 и первая половина 19 века.
Представители:


И. Кант,
Г.В.Ф. Гегель,
И.Г. Фихте,
Ф.В.И. Шеллинг,
Л. Фейербах.
Слайд 46

Основные характеристики немецкой классической философии: идея свободы – французская революция воспринята

Основные характеристики немецкой классической философии:

идея свободы – французская революция воспринята как

начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому.
систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления.
установка на создание философии как науки.
Слайд 47

Современная западная философия К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века.

Современная западная философия

К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться

в конце 19 века.
Слайд 48

Характеристики современной западной философии: отход от рационального и переход к плюралистическому

Характеристики современной западной философии:
отход от рационального и переход к плюралистическому и

толерантному философствованию.
появление новых проблем - возникают новые философские направления.
философия освобождается от идеологического прессинга
поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию.
на первый план выходит проблема выживания человечества.
Слайд 49

Основные современные философские направления.

Основные современные философские направления.

Слайд 50

Философия жизни говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории

Философия жизни

говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и

души человека.
Считается важным изучение жизни отдельного человека, подчеркивается, творческий и непредсказуемый характер жизни, жизнь познается интуитивно.
Возникает в Германии в конце 19 века.
Основные представители:
Ф. Ницше,
В. Дильтей,
Г. Зиммель,
О. Шпенглер,
А.Бергсон,
Х.Ортега-и-Гассет.
Слайд 51

Три этапа позитивизма

Три этапа позитивизма

Слайд 52

Постпозитивизм Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования

Постпозитивизм

Совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки,

выдвинутую логическим позитивизмом.
Возник во второй половине 20 века, представители: К.Поппер, Т.Кун.
Слайд 53

Экзистенциализм 20 годы 20 века Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия.

Экзистенциализм 20 годы 20 века
Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную

уникальность человеческого бытия.
Слайд 54

Феноменология (гр. феномен являющееся и логос учение) Основоположник немецкий философ Э.Гуссерль

Феноменология (гр. феномен являющееся и логос учение)
Основоположник немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938).


Это дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания.
Слайд 55

Психоанализ Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе

Психоанализ

Концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит

идея бессознательного.
Психоанализ ведет свое начало с кружка сторонников Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902г. и образовавших в 1908г. венское психоаналитическое общество.
Слайд 56

Герменевтика (гр. объясняю, толкую) Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания,

Герменевтика (гр. объясняю, толкую)

Философская теория понимания, исходной является ситуация непонимания, неясности

текста.
Главным является вопрос, что такое понимание.
Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот.
Представители:
В.Дильтей,
М. Хайдеггер,
Х.-Г Гадамер,
Ю.Хабермас.
Слайд 57

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и

история философии — велись исследования в России.
Слайд 58

Этапы русской философии: 10-17 вв. Зарождение русской философии. Основные проблемы: соотношение

Этапы русской философии:

10-17 вв. Зарождение русской философии.
Основные проблемы:
соотношение
веры и

разума,
здравого смысла и интуиции,
философии и теологии,
идеала аскетического и мирского.
В это время возникла доктрина Филофея «Москва – третий Рим».
Слайд 59

18 в. Философская мысль разделяется на антропологию гносеологию социальные взгляды Развиваются

18 в.

Философская мысль разделяется на
антропологию
гносеологию
социальные взгляды
Развиваются идеи просветительского

гуманизма.
Основными проблемами становятся проблемы бога и человеческой души.
Слайд 60

19 в. Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент. Споры о

19 в.

Философия приобретает все больше выраженный общественный акцент.
Споры о судьбе

Росси вытекают в два направления: западники и славянофилы
Развиваются материалистические взгляды
Распространяется народническая идеология
Зарождается русская религиозно-философская мысль.
Слайд 61

70 гг. 19 в. - русская религиозно-философская мысль. Философия всеединства Вл.

70 гг. 19 в. - русская религиозно-философская мысль.

Философия всеединства Вл. С.

Соловьева.
Сущность философии всеединства:
Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию»
Слайд 62

«Цельное знание» мистическое рациональное эмпирическое

«Цельное знание»

мистическое
рациональное
эмпирическое

Слайд 63

19 - 20 в. Серебряный век Классика русской религиозной философии Розанов

19 - 20 в. Серебряный век

Классика русской религиозной философии
Розанов В.В. (1856-1919)
Шестов

Л.И. (1866-1938)
Ильин А.И. (1883-1954)
Слайд 64

19-20 в. Марксизм Основатели: Плеханов Г.В. (1856-1918) – теория, материалистическое понимание

19-20 в. Марксизм

Основатели:
Плеханов Г.В. (1856-1918) – теория, материалистическое понимание истории
Ленин

В.И. (1870-1924) – практика, социально-политическая революция
Слайд 65

Русская философия в 20 в. Диалектико-материалистическая философия Диссидентское направление. Эмигрантское направление.

Русская философия в 20 в.

Диалектико-материалистическая философия
Диссидентское направление.
Эмигрантское направление.

Слайд 66

Вопросы?

Вопросы?