Культура. Цивилизация и формация

Содержание

Слайд 2

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.
Культура — это всё, что создано

человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
Слайд 3

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся

во всех сферах обще­ственной жизни форм, принципов, способов и резуль­татов активной творческой деятельности людей
В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребля­ются духовные ценности.
Слайд 4

Слайд 5

Основные функции культуры Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена

Основные функции культуры

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры,

все остальные связаны с ней в той или иной степени.
Познавательная — формирование целостного пред­ставления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем инди­видам во всех областях жизни и де­ятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражиро­вание культурных ценностей; развитие и совершенствование лич­ности через общение.
Социализация — усвоение индивидом системы зна­ний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативно­му поведению, стремление к само­совершенствованию.
Слайд 6

Основные формы культуры В масштабе отдельного общества различают три формы культуры:

Основные формы культуры

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную,

народную, массовую, а также и две её разновид­ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
 включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;
представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;
потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.
Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Слайд 7

Разновидности культуры: Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной

Разновидности культуры:

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные:

женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре ( хиппи ; левые радикалы; андеграунд и др.).
Слайд 8

Взгляды на мировую историю 1 Линейно – стадиальный подход (формационная модель

Взгляды на мировую историю
1 Линейно – стадиальный подход
(формационная модель К.Маркс,

В.Ленин)
2 Локально-цивилизационный подход (А.Тойнби, Н.Данилевский)
3 Стадиально-цивилизационная модель (У.Ростоу, О.Тоффлер)
Слайд 9

Слайд 10

Цивилизационный подход к изучению истории

Цивилизационный подход к изучению истории

Слайд 11

Локальный подход Локально – цивилизационный подход

Локальный подход

Локально – цивилизационный подход

Слайд 12

Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть

Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть

лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.

«Россия и Европа»

Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

«цивилизация»=

«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».

Слайд 13

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не

удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

А. Тойнби (1889—1975 гг.)
(«Постижение истории»)

каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Вызов истории - факторы, ставящие жизнь общества под угрозу в результате различного рода конфликтов, появления новых дискомфортных идей, новой технологии, роста экологических проблем, конфликта культур и т.д. Эта угроза заставляет людей искать принципиально новые решения.

цивилизации - общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество»

«творческое меньшинство»

Слайд 14

Питирим Сорокин: 1917 Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты,

Питирим Сорокин:

1917
Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра

и объединяющей их пользы.
Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.
Выделял 6 цивилизаций:
Западная
Восточно – Европейская
Мусульманская
Индийская
Китайская
Латиноамериканская

Питирим Сорокин

Слайд 15

Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая из

Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая

из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Цивилизация – отрицание культуры.
Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя
Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.

Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия
(«Закат Европы»):

Слайд 16

Самюэль Филлипс Хантингтон США «Столкновение цивилизаций» (1993) цивилизации - культурные сообщества,

Самюэль Филлипс Хантингтон США

«Столкновение цивилизаций» (1993)

цивилизации - культурные сообщества, отличающиеся

друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией. Автор выделяет 8 основных цивилизаций современного мира:
западную,
конфуцианскую,
японскую,
славяно-православную,
исламскую,
индуистскую,
африканскую,
латиноамериканскую.
Отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Автор не исключает в перспективе крупных межцивилизационных столкновений («войны цивилизаций»).
Слайд 17

Факторы определяющие сущность цивилизации:

Факторы определяющие сущность цивилизации:

Слайд 18

+ сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностей в их уникальных неповторимых

+ сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностей в их уникальных неповторимых

проявлениях

- преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса.

- определенная биологизацией фаз развития цивилизации. Современные авторы отмечают, что такой стройной круговой структуры нет. Скорее можно говорить о цивилизационных «приливах» (расцветах) и «отливах» (кризисах, упадках), но такое чередование не имеет жестко заданной регулярности.

Слайд 19

Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две группы - западную и восточную

Обычно все многообразие локальных цивилизаций
делят на две группы - западную

и восточную
Слайд 20

Дэниел Белл 1919 г. США «Грядущее постиндустриальное общество» 70-е гг. доиндустриальное

Дэниел Белл 1919 г. США

«Грядущее постиндустриальное
общество»
70-е гг.

доиндустриальное — индустриальное

— постиндустриальное общество.

Стадиально-цивилизационная модель

Слайд 21

Элвин Тоффлер 1928 США выделяет три волны в развитии человечества. 10

Элвин Тоффлер 1928 США

выделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс.

лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию человечества в рамках цивилизации. Результатом стало утверждение традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась промышленная революция, результатом которой явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир стремительно вступает в постиндустриальное общество.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Слайд 22

Уолт Уитмен Ростоу 1916 США выделяет пять стадий развития общества, две

Уолт Уитмен Ростоу 1916 США

выделяет пять стадий развития общества, две из

которых являются промежуточными—
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
— Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
— Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
— Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
— Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер

Слайд 23

Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы видим

Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы

видим в них немало общего.

1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).

Слайд 24

Различия: Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в

Различия:
Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем

общественно-историческом развитии человечество.
Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
Слайд 25


Слайд 26

Давайте поспорим - Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об

Давайте поспорим

- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории

человеческого общества.
- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.
- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.
Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на …
Слайд 27

«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного

«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения,

чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».
Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.

Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)

1

2

Слайд 28

Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному

Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному

подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.

Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.

3

4

Слайд 29

Заполните таблицу 5

Заполните таблицу

5