Содержание
- 2. Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и
- 3. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: • гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо
- 4. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку,
- 5. I. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его
- 6. Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат.
- 7. II. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение
- 8. Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов.
- 9. III. Натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: • обосновывали материалистический взгляд на мир; • стремились отделить философию от
- 10. Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля
- 11. IV. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом,
- 12. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях
- 13. Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и
- 14. Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру,
- 15. Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу
- 16. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, V.
- 17. VI. Утопическо-социалистическое направление В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как
- 18. Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства,
- 20. Скачать презентацию
Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских
Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отношений, следовательно, кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли и усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти и появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения) и повышение уровня образованности в Европе в целом;
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери,
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери,
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации и схоластики);
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства.
Гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское направления – предмет исследования которых – проблемы человека, бытия и природы.
Последние три направления (реформационное, политическое и утопическое) рассматривают проблемы общества, государства и Церкви ("социально-политические направления").
I. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV -
I. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV -
• антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:. • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека; • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна; • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека, верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал, как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
II. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую
II. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую
• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
III. Натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить
III. Натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную
• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: • изобрел телескоп; • с помощью телескопа исследовал небесные тела; • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне; • открыл спутники вокруг других планет; • исследовал динамику падения тел; • доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
IV. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более
IV. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма; • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма; • рост самосознания личности, индивидуализм; • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
• народное. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов; церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил
Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению; • успех в работе — признак богоизбранности; • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: • возглавил реформационное движение в Женеве; • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа"); • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально
В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и
Результатом борьбы против католицизма стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом,
В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом,
V. Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство; • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана); • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
VI. Утопическо-социалистическое направление
В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества
VI. Утопическо-социалистическое направление
В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были