Л. Фейербах, младогегельянцы, Ф. Энгельс и К. Маркс

Содержание

Слайд 2

Людвиг Андреас Фейербах. Его философия считается завершающим этапом немецкой классической философии

Людвиг Андреас Фейербах. Его философия считается завершающим этапом немецкой классической философии

и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Слайд 3

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование

материализма.
Слайд 4

Людвиг Фейербах критикует идеалистическую философию отвергает идею тождества бытия и мышления

Людвиг Фейербах критикует идеалистическую философию

отвергает идею тождества бытия и мышления

не признает

наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира

доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир

Слайд 5

· полный разрыв с религией и освобождение от многовекового религиозного влияния;

· полный разрыв с религией и освобождение от многовекового религиозного влияния;
·

попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
· материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;
· большой интерес к социально-политическим вопросам;
· убеждение в познаваемости окружающего мира.

Основные черты глубоко последовательного материализма:

Слайд 6

единственно существующими реальностями являются природа и человек, который является частью природы

единственно существующими реальностями являются природа и человек, который является частью природы
человек

должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – это плод воображения человека
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима

Теория антропологического материализма по Фейбраху:

Слайд 7

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.

Слайд 8

4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внешним миром,

4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внешним миром,

его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

5) Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком; Бог в действительности не является творцом, Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец – человек.

Слайд 9

Социально-политические взгляды Фейербаха Человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей,

Социально-политические взгляды Фейербаха

Человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом,

чувствами, желаниями

Общество
(человек может жить только в обществе.)

Религия любви людей к друг другу

Слайд 10

Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф.

Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф.

Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией.
Слайд 11

К. Маркс Ф. Энгельс

К. Маркс

Ф. Энгельс

Слайд 12

Младогегельянцы—идеологи немецкого либерализма 30—40-х годов XIX в., представители левого буржуазно-радикального крыла школы Гегеля

Младогегельянцы—идеологи немецкого либерализма 30—40-х годов XIX в., представители левого буржуазно-радикального крыла

школы Гегеля
Слайд 13

«абсолютная идея» «самосознание»

«абсолютная идея»

«самосознание»

Слайд 14

Младогегельянцы рассматривали народ как «некритическую массу», которой чуждо самосознание. Так, например,

Младогегельянцы рассматривали народ как «некритическую массу», которой чуждо самосознание. Так, например,

Б. Бауэр утверждал, что в массе, а не в чём-либо другом следует искать истинного врага духа.
Слайд 15

младогегельянцы фактически проповедовали примирение с существующими в Германии порядками путём их

младогегельянцы фактически проповедовали примирение с существующими в Германии порядками путём их

«разумного» истолкования. Им была абсолютно чужда мысль о борьбе классов, об объективных законах общественного развития, о роли экономических отношений, материального производства в развитии общества.
Слайд 16

Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она

Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она

есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы

«Сущность христианства». Фейербах